Поиск

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Процессуальные особенности

Прежде всего необходимо отметить, что Закон об особенностях банкротства субъектов ТЭК (ст. 6) значительно поднял порог подведомственности дел о банкротстве этой категории должников: заявление о признании должника банкротом может быть принято арбитражным судом лишь в том случае, если требования к должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.

Значительно ужесточены и требования, предъявляемые к кредиторам, инициирующим дело о банкротстве субъекта естественной монополии в арбитражном суде: кредитор, обращающийся в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, должен приложить к своему заявлению либо решение суда о взыскании соответствующей задолженности, либо доказательства, свидетельствующие о признании его требований должником (например, положительный ответ на претензию), либо документы с исполнительной надписью нотариуса. Иными словами, кредитор должен доказать, что он, действуя добросовестно, пытался получить с должника задолженность в обычном порядке, а теперь обращается с заявлением о банкротстве должника, имея к нему обоснованные, установленные судом или подтвержденные бесспорными документами требования.

Расширен круг лиц, участвующих в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии ТЭК: в их число вошли орган управления топливно — энергетическим комплексом, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления по месту нахождения должника (ст. 7 Закона).

Закон о банкротстве субъектов ТЭК придает определенное правовое значение действиям должника по обжалованию актов соответствующих органов исполнительной власти в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, на перекачку нефти и транспортировку газа, предшествовавшим возбуждению дела о банкротстве, а также величине дебиторской задолженности со стороны потребителей, снабжение которых в соответствии с законодательством не подлежит ограничению или прекращению либо осуществляется в обязательном порядке. Сведения о соответствующих исках и о размере задолженности таких потребителей должны включаться должником в отзыв на заявление кредитора о банкротстве должника (ст. 9).

Дело в том, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О естественных монополиях» к субъектам естественных монополий применяются специальные методы регулирования их деятельности, суть которых как раз и состоит в установлении тарифов (цен) на производимые ими товары, работы и услуги, а также в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и потребителей, в отношении которых не допускается ухудшение их обеспечения топливно — энергетическими ресурсами ниже определенного минимального уровня. Данное обстоятельство безусловно подлежит учету при рассмотрении дел о банкротстве субъектов естественных монополий ТЭК.

В связи с этим становится понятным положение, содержащееся в пункте 2 статьи 10 Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК, согласно которому в случае, если должником (до принятия заявления о его банкротстве арбитражным судом) было подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о признании недействительным акта органа исполнительной власти, установившего заниженные тарифы (цены) на товары, работы или услуги субъекта естественной монополии, производство по делу о банкротстве подлежит приостановлению до принятия соответствующего судебного акта по указанному исковому заявлению.

После принятия такого судебного акта производство по делу о банкротстве должно быть возобновлено. Однако необходимо учитывать, что признание акта органа исполнительной власти недействительным может служить дополнительным к указанным в статье 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» основанием принятия решения об отказе в признании должника банкротом. Такое решение принимается арбитражным судом, в частности, если им будет установлено, что причиной неплатежеспособности субъекта естественной монополии послужили неправильно установленные тарифы (цены) на его товары, работы, услуги (ст. 11 Закона).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий