Поиск

Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия

Ход процесса

Перед началом исследования материалов суд оглашает содержание документов, отражающих обвинение. Далее обсуждается и устанавливается порядок изучения доказательств.

Оглашение обвинительного документа направлено на публичное сообщение о предмете разбирательства.

Если дознание либо следствие по делу не осуществлялось, заседание начинается с оглашения заявления жертвы преступления. При наличии в материалах дела гражданского иска его содержание также сообщается участникам слушания.

После оглашения обвинения суд должен выяснить отношение к нему подсудимого. Для этого председательствующий опрашивает его. В ходе опроса устанавливается, признает ли гражданин себя виновным в содеянном. После этого обсуждаются и устанавливаются правила исследования доказательств.

Стоит сказать, что, несмотря на достаточно подробную регламентацию процессуального порядка выполнения каждого судебного действия, в законодательстве не закрепляется заранее определенной последовательности их осуществления. Это обусловлено спецификой доказывания по каждому конкретному делу.

Закон предусматривает для суда право самостоятельно определить в начале следствия наиболее целесообразный порядок изучения доказательств. Для этого заслушиваются предложения обвинителя, защитника, подсудимого, гражданских ответчика и истца, потерпевшего, их представителей о последовательности допросов лиц, привлеченных к разбирательству (в т. ч. экспертов и специалистов). По результатам их изучения суд выносит постановление, в котором отражает порядок изучения представленных материалов. В любой момент при этом он может изменить установленные ранее правила, о чем выносит соответствующее определение.

Комментарий к статье 223 УПК РФ

1. Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более быстрой.

2. Субъектами производства дознания являются только дознаватели тех органов дознания, которые указаны в ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователи Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законом от 06.06.2007 N 90-ФЗ в ч. 3 ст. 151 были внесены изменения, по которым следователи ОВД лишились права проводить дознание.

3. Основанием для производства дознания, в соответствие с ч. 2 ст. 223 является небольшая общественная опасность преступлений, определяемая с помощью подследственности. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в ч. 3 ст. 150 УПК (о предметной подследственности дознания см. ком. к ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151). Исключение из подследственности дознания предусмотрено ч. 1 ст. 434, подп. «б», «в» и «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК.

4. Первоначальный 30-суточный срок дознания продлевается прокурором еще на 30 суток, т.е. до 60 суток. Ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток представляются прокурору за 5 дней до истечения срока (п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»). О дальнейшем продлении срока дознания см. ком. к ч. ч. 4 и 5 ст. 223.

5. В отличие от предварительного следствия срок возобновляемого дознания продлевается в общем порядке, предусмотренном ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 223

Обращает на себя внимание более либеральный порядок продления срока дознания в сравнении с продлением срока предварительного следствия. Дознание продлевается прокурором районного уровня до 6 месяцев, а следствие — соответствующим руководителем СО до 3 месяцев

Такой порядок противоречит идее дознания как ускоренного и упрощенного производства по сравнению со следствием. Вместо продления сроков дознания до 12 месяцев прокурор даже районного уровня вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия (п. 11 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150). Ходатайства о продлении срока дознания свыше 60 суток представляются прокурору за 10 дней до истечения срока, свыше 6 месяцев — за 15 дней (п. 19 Приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 137).

6. При производстве дознания, как правило, отсутствует: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания после вынесения обвинительного акта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК); в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. Об этом см. ком. к ст. 224.

Как правило, дознание:

а) нецелесообразно проводить по многоэпизодным и групповым делам (соединение дел при дознании ограничено — ст. 153);

б) не производится при необходимости выполнения следственных или розыскных действий в другом районе (не применяются отдельные положения ч. 1 ст. 152);

в) при дознании обычно не осуществляются наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (ст. 185), контроль и запись переговоров (ст. 186), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1). Эти следственные действия по своей продолжительности рассчитаны на несколько месяцев, а небольшой срок дознания в большинстве случаев делает их малоэффективными;

г) не заключается досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.1).

Соотношение

Соотношение предварительного следствия и дознания. К общим
чертам этих форм предварительного расследования относятся:

• единое предназначение (задачи, цель) — ;

• равная обязанность осуществления уголовного преследования ();

• соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел ();

• равное доказательственное значение установленных по делу
фактов;

• как следователь, так и дознаватель наделены необходимыми
процессуальными полномочиями, которые носят властный
характер (, );

• как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

• правила, закрепленные в , распространяются
как на предварительное следствие, так и на дознание.

Как правило, различие дознания и следствия производится по
следующим основаниям:

1. По органам и должностным лицам.

Органы дознания — это государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (). Все права органа дознания предоставлены его руководителю, т.е. предписания, которые законодатель адресует «органу дознания», не могут быть реализованы без «начальника органа дознания». Непосредственное расследование преступлений в форме дознания, как правило, по поручению начальника органа дознания или руководителя специализированного подразделения дознания осуществляют специально уполномоченные должностные лица. В законе они именуются дознавателями. На практике различные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют: «штатные» и «разовые» сотрудники органа дознания. Когда речь идет о «штатных» дознавателях, то имеются ввиду сотрудники специализированного подразделения дознания, наделенных правом вести расследование. «Разовые» дознаватели — это
сотрудники, осуществляющие функции дознания наряду с несением своих основных профессиональных (служебных) обязанностей в сфере административной и оперативно-розыскной деятельности.

Например, в органах внутренних дел это: участковый инспектор, сотрудник уголовного розыска и ОБЭП, работник ГИБДД и другие
должностные лица органов внутренних дел с учетом требований, изложенных в .

2. По срокам.

Как уже упоминалось, для производства предварительного следствия законом установлен двухмесячный срок, а срок
производства неотложных следственных действий — 10 суток. Для «ускоренного» (упрощенного) дознания предусмотрен срок в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может
быть продлен прокурором до 30 суток, т.е. максимальный срок дознания — 60 суток. Закон содержит предписания на случаи, когда дознание не укладывается в этот срок. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района (города) и их заместителями — до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ — до 12 месяцев.

3. По степени процессуальной самостоятельности

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме, как правило, следователем, имеющим более высокий процессуальный
статус, чем дознаватель.

Сроки

Все процедуры предварительного следствия должны проводиться в рамках срока, установленного законом.

Максимальный срок

С момента возбуждения дела на все установленные мероприятия выделяется 2 месяца.

В этот период происходит непосредственно возбуждение дела, все необходимые процедуры и передача материалов прокурору.

Кто устанавливает?

Кто устанавливает предельные сроки предварительного следствия?

Лицо, устанавливающее сроки — руководитель следственного органа.

В его полномочия входит возможность продления установленного промежутка времени до 3 месяцев (при наличии оснований).

Приостановление

Следствие приостанавливается двумя способами:

  1. По истечении срока (если не установлена личность обвиняемого, либо место нахождения обвиняемого неизвестно должностным лицам).
  2. До окончания срока (если реальная возможность у обвиняемого участвовать в процессе по объективным причинам отсутствует или у обвиняемого диагностировано тяжелое заболевание, из-за которого он не может участвовать в запланированных мероприятиях).

Продление

Максимальный срок продления — 3 месяца.

Подобное расширение ременных границ происходит по весомым причинам, на основании решения руководителя.

Что не включается?

Не учитывается:

  • время на обжалование;
  • время, в течение которого действовала приостановка.

Итак, предварительное следствие — это комплекс мероприятий, которые образуют существенную часть уголовного процесса в досудебный период. Процедура производится в соответствии с установленными правилами.

Предварительное расследование:

Поделиться с друзьями:

Комментарии:

Предварительное следствие

Нормы, регламентирующие его проведение, закреплены в 22 главе УПК.

Предварительное следствие – обязательная форма предварительного расследования по делам обо всех преступлениях, кроме тех, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК. В рамках этих производств выполняется дознание.

Как основная форма предварительного расследования предварительное следствие рассматривается в качестве системы процессуальных мероприятий и решений следователя. Их суть сводится к принятию материалов дела в производство, осуществлению процессуальных действий, предъявлению обвинения, применению мер принуждения, закрепленных в законе, приостановлению, окончанию следствия, исполнению решений по делу.

Органы предварительного дознания

Далеко не все органы и их должностные лица могут реализовать описанную в статье форму расследования. Перечень субъектов, которые имеют в своей структуре отдел дознания, представлен в статье 40 УПК Российской Федерации. Согласно её положениям, уполномоченными органами являются:

органы внутренних дел, а также иные правоохранительные ведомства, имеющие право реализовывать оперативно-розыскную деятельность;

  • Федеральная служба судебных приставов;
  • Военная полиция ВС РФ, командиры частей, начальники учреждений военного характера;
  • Государственный пожарный надзор;
  • капитаны судов дальнего плаванья;
  • начальники арктических станций, руководители зимовок;
  • главы консульских и дипломатических представительств.

Таким образом, исключительно представленные выше органы предварительного дознания могут реализовывать описанную форму расследования при определенных условиях.

Формы дознания

При всей простоте своего регулирования описанный в статье институт может реализоваться совершенно по-разному. Алгоритм осуществления будет зависеть от формы дознания

На сегодняшний день существует несколько основных форм, если брать во внимание положения действующего уголовно-процессуального законодательства:

  1. Дознание в полной форме.
  2. Сокращенное дознание.
  3. Реализация неотложных следственных действий.

Последняя форма является наиболее простой, если сравнивать её с двумя другими. Её суть заключается в том, что органы дознания после реализуют необходимые следственные действия, целью которых является фиксация следов общественно опасного деяния. Особенностью формы является тот факт, что после осуществления всей необходимой деятельности материалы передаются следователю. То есть такой тип проведения дознания существует для обеспечения расследования целиком, дабы не допустить потери каких-либо важных сведений и т. п.

Факты, исключающие сокращенное дознание

Представленная норма, то есть статья 226(2) УПК, содержит в себе ряд обстоятельств, наличие которых не позволяет реализовать сокращенную форму дознания. К таковым моментам относятся следующие:

  • подозреваемый — несовершеннолетнее лицо;
  • существуют основания для реализации мер медицинского характера;
  • лицо совершило несколько деяний, по одному из которых проводится предварительное следствие;
  • подозреваемый не владеет языком судопроизводства;
  • против сокращенного дознания возражает потерпевший.

Наличие хотя бы одной из этих особенностей исключает проведение сокращенного порядка дознания.

Понятие

Предварительное следствие — форма досудебного расследования.

Во время данной процедуры происходит установление, уточнение обстоятельств, требующих доказывания.

Полученные в результате сведения становятся основанием для вынесения решения в суде.

УПК (ст. 73) определяет, что установлению подлежат:

  • событие происшествия (время, место и т.д.);
  • виновность лица;
  • степень вреда, причиненного пострадавшей стороне;
  • факты, исключающие преступность действий;
  • факты, смягчающие или отягчающие вину;
  • иные обстоятельства.

Глава 22 УПК устанавливает законодательный регламент проведения процедуры.

Сколько может идти следствие по уголовному делу? Узнайте мнение специалистов по данному вопросу.

Какие признаки отличают судебное следствие от предварительного расследования?

Процессуальная деятельность суда, направленная на исследование полученных доказательств и установление фактических обстоятельств деяния, считается центральным звеном судопроизводства. Судебное следствие позволяет создать фундамент, на котором базируются дальнейшие предусмотренные законом процедуры. Речь, в частности, о прениях сторон и вынесении приговора. Законность и обоснованность итогового постановления по делу во многом определяются качеством судебного следствия.

От предварительного расследования эта процессуальная деятельность отличается рядом существенных черт. В первую очередь, исследование собранных по делу доказательств в суде осуществляется устно, гласно, непосредственно и непрерывно. Это позволяет максимально достоверно воссоздать события.

Судебное следствие нельзя считать повторением предварительного следствия. Оно выступает в качестве самостоятельной процедуры. Исследование доказательств судом осуществляется независимо от материалов, собранных в рамках расследования.

Судебное следствие выполняется другим лицом – судьей. При этом стороны производства принимают непосредственное и активное в нем участие. При этом в ходе процесса обеспечивается одновременное изучение и анализ собранных доказательств с различных позиций.

В процессе разбирательства проверке подлежат любые возможные версии происшедшего. Суд будет следовать той, которая отражена в обвинительном заключении. Он должен принять решение, основываясь на доказательствах, изученных и проанализированных в судебном заседании.

Текст статьи

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса .

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток .

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса .

3.2. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет начальнику органа дознания. При этом в случае истечения срока дознания прокурор устанавливает срок дополнительного дознания не более 10 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

3.3. Признав постановление о приостановлении производства дознания по уголовному делу необоснованным, начальник подразделения дознания выносит мотивированное постановление о его отмене и возобновлении производства дознания, а в случае возникновения оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 части первой статьи 211 настоящего Кодекса, — о его возобновлении. При необходимости срок дополнительного дознания устанавливается прокурором до 10 суток на основании ходатайства начальника подразделения дознания. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном частями третьей, четвертой и пятой настоящей статьи.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев .

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев .

6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей — пятой настоящей статьи .

Расследование. Понятие

Разбирательство по преступлениям характеризуется целым рядом определенных специфических аспектов. Формы данной деятельности являются элементами одного института — расследования преступлений. В науке она представлена как ряд действий уполномоченных органов, осуществляемых с целью получения каких-либо сведений по совершенным общественно опасным деяниям.

Помимо того, расследование производится для выявления условий и причин преступления, лиц, реализовавших его, а также для применения к ним мер уголовной ответственности. Деятельность такого рода развивалась много лет подряд на территории современной РФ. На сегодняшний день расследование преступлений осуществляется представителями соответствующих правоохранительных органов России в таких формах, как предварительное дознание и следствие. Следует отметить, что оба типа имеют общие и различные черты.

Комментарий к статье 223 УПК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет особенности производства предварительного расследования в форме дознания (ст. 150 УПК РФ). Вне этих особенностей дознание осуществляется по тем же правилам, что и предварительное следствие (гл. 21, 22, 24–29 УПК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи указано, что перечень статей, по которым предварительное расследование производится в форме дознания, закреплен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Указанные в данном перечне преступления, как показывает практика, не вызывают особых сложностей в доказывании, в связи с чем представляется возможность применения дознания как более простой формы досудебного производства.

3. Дознание производится по уголовным делам, возбужденным как в отношении конкретных лиц, так и по факту совершения преступления. Во втором случае при наличии достаточных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, лицо приобретает статус подозреваемого путем его уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.1 УПК РФ). В ходе дознания лицо становится подозреваемым и при наличии иных предусмотренных законом оснований (п. 2 ч. 1 ст. 46 – задержание по подозрению в совершении преступления, п. 3 ч. 1 ст. 46 УПК РФ – применение меры пресечения до предъявления обвинения).

4. В ч. 3 комментируемой статьи установлен общий порядок дознания, который составляет 30 суток и при необходимости может быть продлен прокурором еще на такой же срок. Эта необходимость должна подтверждаться конкретными обстоятельствами, сложившимися по уголовному делу (необходимость допроса большого числа свидетелей, истребование документов, производство ряда следственных действий, требующих подготовки, и т.п.). О продлении срока дознания прокурор выносит постановление.

5. В ч. 4 комментируемой статьи установлено исключение из общих сроков дознания. В необходимых случаях срок дознания может быть продлен прокурором района и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 6 месяцев. Прежде всего это касается ситуаций, когда по уголовному делу производятся судебные экспертизы, требующие больших затрат времени. Вместе с тем возможны и иные обстоятельства, при которых требуется продление дознания на этот срок.

6. Часть 5 комментируемой статьи содержит положение о том, что в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев. Это означает, что исключительный случай может быть вызван лишь направлением запроса о правовой помощи, причем при наличии оснований для такого запроса.

Поскольку в комментируемой норме указано, что срок продлевается в связи с направлением запроса о правовой помощи, вопрос о продлении срока возникает лишь в случаях, когда запрос уже направлен.

В отличие от правила, закрепленного в ч. 4 комментируемой статьи, в данном случае полномочиями по продлению срока дознания наделен лишь прокурор субъекта РФ или приравненный к нему военный прокурор, но не их заместители. Заместитель прокурора субъекта РФ может продлять срок дознания лишь в случаях, когда на него в официальном порядке возложено исполнение обязанностей прокурора субъекта РФ (например, в связи с уходом последнего в отпуск).

7. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что порядок возобновления ранее приостановленного дознания и продления его срока, закрепленный в ч. 3–5, распространяется и на случаи, когда дознание осуществляется следователем Следственного комитета РФ. Такое дознание имеет место в случаях, когда расследуются деяния, которые в соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ относятся к подследственности дознавателей, если имеются доказательство того, что они были совершены одним или несколькими субъектами из числа указанных в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ (например, должностными лицами правоохранительных органов).

Заключение

Предварительное расследование считается самой продолжительной частью уголовно-процессуальной деятельности. В ходе него составляется достаточно большое количество документов. На стадии досудебного расследования решается множество уголовно-процессуальных задач.

Деятельность следователей и дознавателей основывается на принципах законности, общих правилах, закрепленных УПК. Выполнение законодательных предписаний способствует повышению эффективности борьбы с преступностью, воспитанию у граждан уважения к нормам права, укреплению правопорядка.

Вместе с тем производство предварительного расследования при отсутствии достаточных к этому оснований признается грубейшим нарушением закона. В таком случае причиняется значительный ущерб интересам общества и государства, правам и свободам отдельных лиц.

Еще сравнительно недавно часто фиксировались случаи нарушения сроков расследования, порядка его проведения, игнорирование процессуальной независимости следственных органов и прочие нарушения. Все это приводило к необоснованной трате средств, сил, времени правоохранительных органов, отвлечению их внимания от раскрытия тяжких преступлений. Несомненно, любые нарушения закона сотрудниками уполномоченных органов подрывают их авторитет.

В настоящее время случаи несоблюдения предписаний встречаются все реже

Сегодня предварительному расследованию как стадии досудебного производства уделяется повышенное внимание. Прокуроры тщательно проверяют поступающие к ним материалы, не допускают необоснованных обвинительных заключений

Обеспечению соблюдения законности способствует и судебное следствие. В рамках разбирательства все собранные доказательства исследуются повторно независимым должностным лицом.

Выводы

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно четко определить, чем отличается предварительное следствие от расследования. Последнее понятие является более общим

Оно охватывает два вида процессуальной деятельности – дознание, осуществляемое преимущественно дознавателями, и предварительное следствие.

Отличия предварительного расследования от иных видов процессуальной деятельности очевидны. В законодательстве четко устанавливается состав субъектов, уполномоченных на его выполнение, порядок осуществления необходимых действий, в т. ч. сбора и фиксации доказательств.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий