Поиск

Что такое камеральная таможенная проверка и как она производится

Организационные моменты

  1. Изначально, если не предусмотрена плановая ревизия, инспектор должен провести камеральную процедуру выявления нарушений. Если несоответствия информации, представленной разными источниками, не найдены, проверка по конкретному лицу за определенный период считается завершенной.
  2. Ситуация меняется, если при камеральной проверке у инспектора возникли сомнения или имеющейся информации недостаточно. Принимается решение о проведении внеплановой проверки, которое заносится в специальный акт. Проверяемому лицу поступает уведомление о предстоящем визите сотрудников таможни.
  3. Для направления уведомления используются разные методы, удобные ведомству: лично сотрудником таможенной службы руководителю организации или его представителю; заказным письмом по почте.

Выехать на объекты, где должны проходить проверочные процедуры, сотрудники ведомства могут не ранее 15 дней с момента вручения уведомления о предстоящем визите проверяемому лицу.

Законодательство государств, входящих в состав ТС, определяет срок выездных мероприятий – два месяца и возможность продления процедуры еще на один месяц, если имеется основание (не все документы изучены, отсутствуют результаты экспертизы товаров, взятых в качестве проб). Представители таможни, назначенные на проведение выездной проверки, должны быть указаны в решении. Проникнуть на объекты проверяемого лица сотрудники могут только после предъявления служебного удостоверения и решения о проведении ревизии.

Разновидности выявления проблем специалистами

Проверки таможни имеют две формы выявления нарушения.

Камеральная проходит на территории надзорного ведомства (таможни). Проверяются данные, собранные из разных каналов. Этот вид выявления нарушений не имеет временных ограничений и может осуществляться инспекторами в любой момент.

Сотрудники таможенной службы изучают документы, представленные декларантом или другим лицом, вызывающим интерес у таможенного надзора, на соответствие информации правилам, установленным таможенным законодательством РФ или других стран-участниц ТС. Инспектор может обращаться к разным источникам, если возникают сомнения в достоверности декларации и других бланков, сопутствующих прохождению товара через границу.

Иногда по результатам камеральной проверки назначается выездная. Но для этого должно быть основание.

Выездная ревизия проходит на территории юридического лица, месте производства, хранения или реализации продукции, подлежащей декларированию. Существует дополнительная классификация выездных мероприятий:

  • Плановые.
  • Внеплановые.

Второй вариант визита сотрудников таможни назначается по результатам камерального контроля, если у инспектора возникли сомнения или были найдены несоответствия. Внеплановая ревизия может быть назначена по обращению юридического лица о получении статуса уполномоченного экономического оператора для подтверждения соответствия заявителя таможенным льготам. Любые основания для внеплановой проверки должны быть обозначены в решении, которое направляется в качестве уведомления лицу, подлежащему осмотру и изучению обстановки.

Количество внеплановых визитов не ограничено, потому что причины могут появиться в любой момент. Но быть внезапными они точно не могут, потому что это нарушает права юридического или физического лица. Плановые проверки осуществляются только в установленные законодательством сроки:

  • Один раз в год в отношении одного проверяемого лица согласно утвержденному предварительно графику.
  • Один раз в три года в отношении уполномоченного экономического оператора, если нет оснований для более частых визитов.

Для плановых таможенных проверок не требуется особых обстоятельств. Это обычная процедура, предусмотренная нормативными актами таможенного законодательства.

Любые выездные проверки к проверяемому лицу и предоставление информации в возникшем вопросе иногда требуют встречного визита к другим участникам сделки для уточнения полученных сведений.

Встречная проверка – это разновидность выездного анализа ситуации. Как пример встречной ревизии можно назвать визит сотрудников таможни к производителю для подтверждения его существования.

В продажах многих брендовых товаров существует большое количество контрафакта. Товар производится в подвальных цехах, но реализуется как фирменный. Для исключения такого нарушения таможенники могут выехать по адресу, указанному в данных о производителе. Необходимость возникает, если у предпринимателя взяли образец изделия на экспертизу и был обнаружен контрафакт, хотя документы говорят о другом. Встречная ревизия на объекты производителя внесет ясности в обстоятельства.

Независимо от того, какие виды таможенного анализа предстоят органам, существует определенный порядок их проведения. Специалисты должны придерживаться установленных правил, чтобы самим не нарушить прав физического или юридического лица.

Формы таможенных проверок

Целью таможенного контроля является проверка учета задекларированных таможенных товаров и операций с ними путем сопоставления данных, отраженных в документации на продукцию с отчетными и учетными сведениями проверяемых лиц. К таковым относят:

  • Декларантов – юр. лиц и предпринимателей.
  • Таможенных перевозчиков и представителей.
  • Тех, кто выполняет хранение товаров, обладает различными полномочиями и так или иначе участвует в сделках по товарам, помещенным под таможенную процедуру.
  • Уполномоченных операторов данных.
  • Собственников таможенных складов, магазинов беспошлинных торговых операций.
  • Лиц, использующих товары, незаконно завезенные в страну.
  • Иных лиц, принимающих участие в сделках по таможенной продукции.

Все проверки таможни подразделяются на 2 вида:

  1. Камеральные (ст. 131 ТК ТС) — проводятся без выезда и без оформления акта-предписания, периодичность не ограничена.
  2. Выездные (ст. 132) – проводятся на основании утвержденного таможенными органами плана проверок или внепланово с выездом непосредственно к проверяемому лицу. В первом случае периодичность ограничена 1 разом в 3 года, во втором никак не ограничивается.

Выездная таможенная проверка

Данную проверку проводят с осуществлением выезда по фактическому адресу юридического лица либо ИП. Она может проводиться в соответствии с планом либо внепланово.

Если проверку проводят на основании плана, для нее необходимо решение, принятое таможенным органом. Плановые проверки обычно профилактического характера, их цель – контролировать соблюдение законодательства.

Внеплановые проверки же проводят, чтобы выявить нарушение.

Основанием для ее назначения могут быть:

  • Официальная информация, поступившая от гос. органов;
  • Информация, которая поступила от вышестоящих таможенных органов;
  • Другая официальная информация;
  • Результаты камеральных проверок.

Прежде чем начнется проверка, сотрудники таможенной службы проводят анализ всей имеющейся информации. Для этого действует специальное подразделение по аналитике. Также исследуется стоимость всех товаров, подлежащих декларированию.

Если выездная проверка является плановой, проверяемому юрлицу направляется извещение, с уведомлением, подтверждающим факт получения. Если заказное письмо вернется (адресат отсутствует) это не причина для отмены проверки.

Также лицу нужно вручить решение о проведении проверочных мероприятий.

Если документ подписан лицом, которое не имело права этого делать, сотрудников на территорию компании можно не допускать.

Если проверка камеральная, то таможенники только изучают документацию.

А если выездная, то вполне могут:

  • Осмотреть товары;
  • Осмотреть помещения и территорию;
  • Провести ревизию;
  • Арестовать и изъять товары;
  • Отбирать пробы;
  • Истребовать информацию и документы;

Все мероприятия, которые планируется провести, должны быть перечислены в решении о ее проведении.

Документы, подпадающие под проверку

Список документов также максимально широк, в него могут быть включены любые бумаги, связанные как с самим грузом, так и с его бывшими и нынешними владельцами, если имел место факт передачи прав. Сюда относятся всевозможные декларации, документы, подтверждающие право собственности, договоры с транспортными компаниями и перевозчиками, соглашения на предоставление посреднических услуг и т.д.

Последний пункт особенно важен, если учесть что довольно большой процент перевозимого через границу имущества на территории Таможенного союза осуществляется не прямым собственником, а его посредниками и представителями.

Особенности и проведения камеральной таможенной проверки порядок – Статья

Таможенная проверка является одной из форм государственного контроля (подробнее о формах государственного контроля в сфере таможенного дела читайте в статье «Таможенная проверка и иные формы государственного контроля в сфере таможенного дела») в сфере таможенного дела и осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Примечание: с информацией по выездной таможенной проверке вы можете ознакомиться из статьи на сайте «Особенности и порядок проведения выездной таможенной проверки».

Разберемся теперь непосредственно в самой камеральной таможенной проверке.

Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц, в том числе по результатам применения системы управления рисками.

Примечание: Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля. Дополнительно смотрите гл. 23 «Система управления рисками» Кодекса РК «О таможенном деле в РК (Таможенный кодекс).

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенным органом направляется проверяемому лицу требование по предоставлению документов, заявленных в таможенной декларации, поданной в виде электронного документа.

Срок представления документов, заявленных в таможенной декларации, поданной в виде электронного документа, не должен превышать 5 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения) требования.

При необходимости срок представления документов может быть продлен по мотивированному запросу проверяемого лица до 5-ти рабочих дней.

При отсутствии документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, суммы таможенных пошлин, налогов определяются таможенным органом исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании сведений, имеющихся у таможенного органа.

В случае выявления таможенными органами по результатам камеральной таможенной проверки нарушений в таможенной декларации проверяемому лицу предоставляется право самостоятельного их устранения, т.е.

исполнение требований, содержащихся в уведомлении об устранении нарушений, в том числе путем представления проверяемым лицом корректировки таможенной декларации и (или) таможенной стоимости таможенных деклараций, при необходимости с приложением копии платежного документа по погашению сумм задолженности по таможенным платежам и налогам в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями.

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями проверяемое лицо может обжаловать такое уведомление в установленном законом порядке (подробнее читайте в процедуре «Обжалование результатов проверки»).

В случае не устранения нарушений, выявленных по результатам камеральной таможенной проверки в указанный выше срок, таможенный орган выставляет уведомление о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням с принятием мер взыскания со дня, следующего за днем вручения уведомления о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Выездная проверка: как это происходит

Наравне с вышеописанной процедурой существует ещё одна общепринятая мера по пресечению правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела. Это выездная таможенная проверка. Исходя из названия, можно сделать вывод, что её основное отличие заключается в том, что все мероприятия осуществляются непосредственно на месте фактического осуществления деятельности юридического или физического лица либо по адресу регистрации или проживания. Для таких операций формируются специальные комиссии и экспертные группы, которые наделяются необходимыми полномочиями. В частности:

  • Проверяющий орган имеет право беспрепятственно проникать на целевую территорию при предоставлении решения о проверке и служебных удостоверений всех проверяющих лиц.
  • Арестовывать и опечатывать проверяемое имущество на время проведения мероприятий.
  • Снимать пробы и проводить тесты товаров, подлежащих проверке. Правда, при этом в обязательном порядке составляются соответствующие акты.
  • Пресекать сопротивление при попытке блокирования доступа к проверяемому имуществу, если проверка проводится на законных основаниях.
  • Подавать всевозможные локальные и международные запросы в банковские структуры, налоговую и другие органы, получая при этом даже ту информацию, которая является коммерческой, налоговой или банковской тайной.

Камеральная таможенная проверка

Такую проверку осуществляют, сверяя данные, которые были получены во время совершения таможенных операций с данными, зафиксированными в бухгалтерском учете. Ее проводят, не осуществляя выезда к проверяемому лицу. Кроме того, предупреждения о ее проведении не нужно.

Основаниями могут служить:

  • Материалы, поступившие из различных контролирующих органов;
  • Поручение, выданное таможенным органом государства, состоящего в Таможенном союзе, провести контроль в форме проверки;
  • Плановые проверочные мероприятия.

Как только будет проведен подготовительный этап, ответственные за это подразделения занимаются составлением докладной записки. С опорой на которую будет приниматься решение проводить ли мероприятия по проверке. Решение будет оформлено в виде резолюции, дата которой и будет датой начала проверки.

Чтобы получить для проверки бухгалтерские и иные документы, должностное лицо направляет письменный запрос проверяемому, в котором может потребовать их предоставления.

В требовании четко указывается срок, в который информация должна быть предоставлена. Если этого времени мало либо документация отсутствует, проверяемое лицо может обратиться с просьбой продлить срок, либо известить о том, что документации нет в наличии. Если же этого не будет сделано, проверяемого привлекут к административной ответственности.

Проводить камеральную проверку в отношении одного и того же товара запрещено.

Стоит уделить внимание такому важному аспекту, как документация. В каком виде она должны быть предоставлена, сколько ее нужно хранить, выясним далее

Результаты

Как оформляются результаты и принимаются решения по окончании таможенной проверки, подробно рассказывает ст. 237 ФЗ-289

Обратим внимание на основные положения этой статьи:

  1. Результаты проверки отражаются в акте. Он составляется в 2-х экземплярах. Дата его составления – это дата окончания проверки.
  2. Акт должен быть утвержден руководителем таможенного органа не позднее чем через 3 рабочих дня после оформления, а вручен проверяемому лицу – через 5 дней, под роспись.
  3. Получение акта проверки проверяемым лицом фиксируется по тем же правилам, что и получение решения о проверке.
  4. В течение 15 рабочих дней после получения проверяемый может направить в таможенный орган свои письменные возражения, касающиеся содержания акта. В течение 10-дневного срока (в рабочих днях) с момента поступления возражений таможенный орган обязан дать на них письменный ответ по существу.

Выездная и камеральная таможенная проверка – инструкция

Камеральная таможенная проверка регламентирована главой 19 Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако далеко не каждый гражданин Российской Федерации разбираются в нюансах процесса. Чтобы ответить на вопрос, что же это такое, необходимо рассмотреть все аспекты камеральной таможенной проверки.

В первую очередь, следует отметить, что данный вид государственного контроля осуществляется без создания предписаний и других уведомительных документов, а сама проверка проходит по месту расположения контрольного органа. Поэтому никаких дополнительных разрешений на проведение мероприятий не требуется.

Объекты и субъекты проверки

Учитывая, что главная задача подобных мероприятий – выявить нарушения, связанные с транспортировкой, оформлением и хранением различных грузов, под контроль попадает довольно широкий круг лиц и практически вся документация, связанная с этими грузами. В частности, проверять могут:

  • Перевозчика, который осуществляет транспортировку груза через границу в рамках Таможенного союза.
  • Владельца перевозимого имущества.
  • Юридическое или физическое лицо, которое осуществило передачу прав на груз на различных условиях.
  • УЭО (уполномоченный экономический оператор).
  • Любых других лиц, которые косвенно или напрямую связаны с перевозкой груза через границу, а также владельцев временных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д.

Документы, подпадающие под проверку

Список документов также максимально широк, в него могут быть включены любые бумаги, связанные как с самим грузом, так и с его бывшими и нынешними владельцами, если имел место факт передачи прав.

Сюда относятся всевозможные декларации, документы, подтверждающие право собственности, договоры с транспортными компаниями и перевозчиками, соглашения на предоставление посреднических услуг и т.д.

Последний пункт особенно важен, если учесть что довольно большой процент перевозимого через границу имущества на территории Таможенного союза осуществляется не прямым собственником, а его посредниками и представителями.

Выездная проверка: как это происходит

Наравне с вышеописанной процедурой существует ещё одна общепринятая мера по пресечению правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела. Это выездная таможенная проверка.

Исходя из названия, можно сделать вывод, что её основное отличие заключается в том, что все мероприятия осуществляются непосредственно на месте фактического осуществления деятельности юридического или физического лица либо по адресу регистрации или проживания.

Для таких операций формируются специальные комиссии и экспертные группы, которые наделяются необходимыми полномочиями. В частности:

  • Проверяющий орган имеет право беспрепятственно проникать на целевую территорию при предоставлении решения о проверке и служебных удостоверений всех проверяющих лиц.
  • Арестовывать и опечатывать проверяемое имущество на время проведения мероприятий.
  • Снимать пробы и проводить тесты товаров, подлежащих проверке. Правда, при этом в обязательном порядке составляются соответствующие акты.
  • Пресекать сопротивление при попытке блокирования доступа к проверяемому имуществу, если проверка проводится на законных основаниях.
  • Подавать всевозможные локальные и международные запросы в банковские структуры, налоговую и другие органы, получая при этом даже ту информацию, которая является коммерческой, налоговой или банковской тайной.

Права проверяемых

При знании законов и грамотном оперировании ими проверяемое лицо может обезопасить себя от неправомерных действий.

Так, например, вы имеете право отказать в доступе на территорию склада или объекта предпринимательской деятельности, равно как и любую другую частную территорию, где размещён склад, в том случае, если вам не было предъявлено решение о проведении проверки в письменном виде на специальном бланке и с серийным номером.

Такие же основания у вас будут, если сотрудники таможенного контроля не предъявляют своих удостоверений либо данные из них не указаны в соответствующем разрешительном документе.

А за 15 дней до мероприятия вам должны выслать официальное уведомление.

Для экономических операторов срок составляет не менее 3 лет. А вот внеплановые проверочные мероприятия не имеют ограничений по частоте, но и к ним применяется довольно строгий регламент по части официальных разрешений, документов и других бумаг.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий