Поиск

Контроль и запись переговоров в уголовных делах по УПК РФ

Как проходят отслеживание и запись разговоров поэтапно?

Отслеживание и фиксация телефонных разговоров со стороны тактики делится на такие этапы: подготовка, контроль и исследование, заключение – время записи полученных сведений и их применение в качестве доказательной базы.

Приготовление к данному мероприятию связана с его особенностями и зачастую вызывает достаточное количество проблем.

Для начала, тщательно изучив уголовное дело, следователь должен выбрать наиболее оптимальное время. Тут необходимо руководствоваться правилом: если отследить и записать звонок очень быстро, то результат будет достоверен и эффективен. Следовательно, откладывать проведение подобных манипуляций не рекомендовано. Когда следователь начинает приготовления, ему нужно иметь довольно много различных сведений, взятых на основании проведения других следственных мероприятий или действий оперативно-розыскного плана.

Как правило, отслеживать и записывать звонки начинают безотлагательно – это обычно помогает в выяснении нужной информации

Полученные данные должны относиться к перечисленным далее подгруппам информации. Касательно объекта отслеживания и фиксации разговоров необходимо выяснить подробную информацию о его личности: фамилию, имя и отчество, год и место рождения, семейное положение, уровень образования, профессию, место получения образования или работы, место проживания и регистрации.

Следует уточнить, по какому распорядку живет интересующее лицо, выяснить информацию о его склонностях, интересах и любимых занятиях, привычках. Желательно раздобыть сведения о людях, окружающих его дома, на работе и в образовательном учреждении. По возможности узнают, есть ли у объекта радиотехническое образование, не имеет ли знаний о радиотехнике, не занимается ли чем-либо, что относится к тем или иным средствам связи, не знает ли в подробностях, как проходят подобного рода следственные мероприятия.

Теперь рассмотрим данные, относящиеся к связям контролируемого объекта, чьи звонки прослушиваются

Нужно выяснить, с кем контактирует отслеживаемый гражданин, узнать характер его отношений с окружающими, очень важно отследить средства телефонной коммуникации: номера телефонов в доме, на рабочем месте. Требуется узнать, каким видом связи чаще всего пользуются объекты слежки: сетевой, сотовой или еще какой-то

Следователи выясняют различную информацию о человеке, переговоры которого контролируют

Выясняется, имеется ли у объекта телефон, устанавливается контроль за домашним и служебным средством связи. Выявляют, не пользуется ли объект номером телефона, закрепленным за другим человеком, не является ли телефонная связь ведомственной, не используется ли для связи коммутатор. Сотрудники должны обозначить, кто чаще всего использует телефон. Подобные сведения узнаются посредством проверки по компьютерным базам «Телефон» и данным Отдела виз и регистраций. Следователь должен сам разослать запросы в те или иные телефонные узлы, на телефонные станции. Он же дает приказ оперативно-розыскным органам, чтобы они выявили каналы связи, предпочитаемые объектом отслеживания.

Также должны быть прописаны фактические сведения, выступающие в роли почвы для гипотезы о том, что человек, разговоры которого хотят прослушивать, обладает данными, способными послужить на пользу следствию. Возможно, этот человек знает подробности случившегося, может упомянуть свидетелей и так далее. Постановление также регламентирует, какие каналы связи подвергаются контролю, на протяжении какого времени и кем именно.

Обязательно должны быть указаны сведения, которые являются основанием для начала контроля за переговорами конкретного человека

В дальнейшем постановление направляется прокурору со стороны дознавателя. Следователь направляет документ начальству следственного учреждения, которое потом отправляет его в суд, который дает позволение на начало этих мероприятий.

Контроль и запись иных переговоров

В УПК указаны две разновидности контроля и записи переговоров: телефонные и иные. К иным переговорам следует относить информацию, получаемую по некоторым техническим каналам связи, и устную речь.

Закон об ОРД в перечне оперативно-разыскных мероприятий выделяет такое действие, как снятие информации с технических каналов связи. Ведомственные инструкции к техническим каналам связи относят телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линии абонентского телеграфирования, различные переговорные устройства, основанные на использовании радиоволн, и компьютерные сети.

Снятие информации с технических каналов связи и наложение ареста на почтово-телеграфные отправления имеют некоторое сходство, поскольку сущность их состоит, как правило, в снятии письменной информации — факсимильной, телексной, пейджинговых сообщений, отправленной по электронной почте. Поэтому к иным переговорам следует относить передачу любой устной речи при помощи телефонной связи и иных технических каналов связи. Контроль и запись иных переговоров предполагает фиксацию устной речи, независимо от способа ее передачи.

Запись устной речи, вербального общения между различными субъектами, например подозреваемым и свидетелем, возможна по поручению следователя оперативно-разыскными аппаратами, если при этом не будут нарушены конституционные права указанных лиц. Контроль и запись устных переговоров может осуществляться в общественных местах, в жилище свидетеля, потерпевшего с их письменного согласия. Для проведения контроля и записи устной речи в жилище подозреваемого, обвиняемого, их близких родственников необходимо судебное разрешение.

Как правило, такое общение может фиксироваться с помощью акустической аппаратуры, аудио-, видеотехники, которая негласно устанавливается в общественных местах, служебных помещениях и на иных объектах, для проникновения на которые не требуется судебного разрешения. О результатах применения контроля и записи устных переговоров оперативный работник составляет рапорт, к которому прилагается видео-, аудиозапись устной речи. Полученные аудио-, видеозаписи осматриваются в том же порядке, что и фонограммы телефонных переговоров.

Следующий комментарий к статье 186 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 186 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Поскольку прослушивание переговоров является существенным ограничением права граждан на тайну переговоров, Конституция РФ устанавливает, что это возможно на основании судебного решения (ст. 23 Конституции).

2. УПК конкретизирует это предписание, устанавливая два разных порядка принятия решения о контроле переговоров в зависимости от того, чьи переговоры контролируются.

Первый из них касается переговоров, которые ведутся подозреваемым, обвиняемым и другими лицами в процессе расследования дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Основанием для прослушивания являются достаточные данные полагать, что ведущие переговоры лица могут сообщать друг другу сведения о преступлении, иные сведения, имеющие значение для дела, которые могут послужить средством изобличения виновных лиц.

Второй порядок касается переговоров, ведущихся с потерпевшими, свидетелями, их близкими родственниками, близкими людьми по их телефонам или другим средствам связи. Основаниями для прослушивания являются полученные следователем данные о том, что подозреваемый, обвиняемый или близкие им лица в ходе переговоров высказывают в адрес потерпевших, свидетелей, близких им лиц угрозы совершения насилия, вымогательства или других преступных действий с тем, чтобы побудить их отказаться от изобличающих показаний либо передать вымогателям какие-либо ценности, совершить в их интересах какие-либо действия и т.п.

При получении письменного заявления потерпевшего, свидетеля, близких им лиц с сообщением об угрозах следователь с согласия этих лиц выносит постановление о контроле и записи их переговоров и направляет его для исполнения в соответствующее учреждение.

3. В остальных случаях (в том числе при отсутствии заявления потерпевшего, свидетеля, их близких, но при наличии оснований для прослушивания) следователь с согласия прокурора возбуждает ходатайство перед судом о разрешении контроля и записи переговоров. Ходатайство следователя облекается в форму мотивированного постановления.

4. Порядок рассмотрения судьей ходатайства следователя и виды принимаемых им решений регламентированы ст. 165 УПК (см. комментарий к этой статье).

5. Постановление судьи, разрешающее контроль и запись переговоров, направляется следователем в учреждение, которому поручается его исполнение (соответствующее подразделение органов ФСБ и МВД).

6. Результаты прослушивания, т.е. фонограмма, представляется следователю учреждением, производившим контроль и запись переговоров. Следователь вправе в любое время, в том числе и до истечения шестимесячного срока, истребовать фонограмму. Она представляется следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом. В письме указывается время начала и окончания записи переговоров, необходимые технические характеристики использованных средств (тип звукозаписывающей аппаратуры, ленты, скорость записи и т.п.). Эти данные необходимы для оценки доказательственного значения звукозаписи.

7. Если звукозапись телефонных переговоров производилась в качестве оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного ст. 6 Закона об ОРД, по поручению следователя или по инициативе оперативно-розыскного органа, фонограмма представляется следователю в порядке ст. 11 Закона об ОРД.

8. Непосредственное восприятие сведений, зафиксированных в фонограмме, осуществляется путем ее осмотра и прослушивания следователем. При этом участвуют понятые, при необходимости может быть привлечен специалист, а также лица, чьи переговоры записаны. Об осмотре и прослушивании составляется протокол, в котором излагается внешнее состояние фонограммы, факт прослушивания, присутствовавшие при этом лица, дословно воспроизводится часть фонограммы, имеющая отношение к делу.

9. Фонограмма на основании постановления следователя приобщается к протоколу ее осмотра и прослушивания и хранится в опечатанном виде при уголовном деле как вещественное доказательство. После вступления приговора в законную силу и в случае прекращения дела ее часть, не имеющая отношения к делу, уничтожается. Об уничтожении части фонограммы должна быть сделана отметка на протоколе ее осмотра и прослушивания.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий