Поиск

Как получить лицензию на транспортировку отходов

Как регулируется деятельность?

Отнесение видов отходов к соответствующему классу подтверждается официально. При этом на опасный мусор составляется паспорт. На неопасный паспортизация не требуется.

При работе с 5 классом у специализированных организаций должны быть документы по отнесению каждого отдельного вида отходов к неопасным веществам.

Если состав отходов невозможно определить или вид отсутствует в каталоге, применяется экспериментальный метод тестирования образцов. Согласно Критериям, утвержденным приказом МПР РФ от 04.12.2014 № 536, степень воздействия на природу устанавливается по результатам биотестирования водной вытяжки представленного для анализа вещества.

Исследования образцов мусора проводят специализированные лаборатории, имеющие аккредитацию.

По результатам работы заказчику выдаются протокол тестирования и выполненный по 19 параметрам расчет уровня опасности.

При отсутствии подтверждающих безопасность документов отход может быть отнесен госпроверкой к 4 классу. В этом случае компания будет оштрафована за отсутствие лицензии, незаконную предпринимательскую деятельность.

Юрлица и ИП ведут учет образовавшихся, переработанных, переданных иным лицам за определенный период отходов. Правила и порядок учета утверждены приказом МПР РФ от 01.09.2011 № 721.

Учетные сведения являются основанием для:

  • проведения инвентаризации;
  • подготовки нормативов образования и предельных объемов размещения;
  • расчета платы за отрицательное воздействие на экологию;
  • составления технической и статистической ежеквартальной отчетности.

Организации самостоятельно разрабатывают локальный документ по обращению с отходами 5 класса. Он может входить в техрегламент, паспорт предприятия, либо оформлен как техусловие, инструкция, проект. В нем отражаются коды, класс, форма, состав, воздействие на природу, условия сбора, маркировка тары, периодичность вывоза, другие параметры обращения с неопасным мусором.

Пакет документов для получения

Для получения заветной лицензии придётся предоставить внушительный пакет документов.

Они сделают бумажную работу намного быстрее, но и намного дороже.

При самостоятельном решении задачи начинать нужно с посещения чиновников Росприроднадзора. Они предоставят необходимые консультации и уведомят об изменениях и поправках, которые бывают неизвестны даже опытным юристам.

Далее следует подготовить начальный пакет документов:

  • заявление, оформленное в соответствии с требованиями ФЗ «О лицензировании»;
  • документы на имеющиеся специальные транспортные средства, принадлежащие заявителю;
  • ксерокопии всех дипломов, свидетельств и прочих документов, подтверждающих достаточность профессиональной подготовки соискателя лицензии и сотрудников;
  • копию заключения о санитарно-эпидемиологическом состоянии компании, выданного районной СЭС;
  • квитанция оплаты госпошлины;
  • договоры с организациями, поставщиками электричества, газа, воды, тепла, а также договор с пожарной инспекцией;
  • полную опись передаваемых в Росприроднадзор документов.

Дальнейшие действия зависят от полноты и соответствия поданного пакета документов. Копии документов не требуют нотариального заверения, но подлинники при подаче документов на рассмотрение требуется иметь с собой.

Лицензируемые виды отходов

Согласно нынешней формулировке в законе «Об отходах производства и потребления»:отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Такая формулировка оставляет пространство для маневра. Т.е., если в технологическом процессе не образуются «вещества или предметы», подлежащие удалению, то и отходов соответственно не образуется. Следовательно, производство, в котором отходы используются, может считаться «безотходным».

А так как «производство» подразумевает совокупность различных технологических процессов, то отходами считаются остатки не от отдельного технологического процесса, а от деятельности целого «производства». Никто же не считает керосин отходом производства бензина.

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода вида отходов используются для кодирования происхождения видов отходов и их состава. Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода, а одиннадцатый знак кода — для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов.

К предустановленному в ФККО классу опасности следует относиться с достаточной осторожностью и иронией. С осторожностью — потому что, это не «истина в последней инстанции», а с иронией – потому что, в определении классов опасности есть очевидные противоречия

Например, как может одно и тоже вещество, но из разных источников иметь разный класс опасности? Кроме этого, один и тот же отход органично может быть отнесен к разным кодам ФККО.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, этого требует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (п.3 ст.14). Форма паспорта, а также порядок паспортизации отходов определен в Постановлении правительства от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности». Существует также форма паспорта отходов по ГОСТ Р 53691-2009 «Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст). Однако, это добровольный стандарт и эта форма фактически находится вне правого поля и смысла не имеет.

Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды оформляется на каждый вид отходов. Паспорт опасного отхода составляется только на отходы I-IV класса опасности, действует бессрочно. Согласовывать или утверждать паспорт в органах Росприроднадзора не требуется, но необходимо направить туда заверенную копию паспорта вместе с подтверждающими документами (расчет класса опасности и т.д.).

Как получить: нюансы и этапы

Придется побегать. Тогда как одна справка успевает устареть, другая еще не готова.

На сегодняшний день сроки рассмотрения заявки составляют 45 дней.

Но это не совсем так, как выглядит на бумаге. Пока вы соберете справки, пока пройдете все согласования/подписания, соберете копии документов сотрудников (один в командировке, другой заболел), пройдет не менее двух месяцев.

Заключение Роспотребнадзора будет проходить в течении двух месяцев. И, собственно, получение лицензии 45 дней.

60 д + 60 д + 45 д = 165 дней пройдет с той минуты, как вы начнете оформление.

Это не потому, что вы плохо работаете. Каждый контролирующий орган работает в строго отведенном по срокам регламенте. К тому же это не сводится к техническому обеспечению – выписал справку и готово. Сотрудники выезжают на объект, внимательно отслеживают ситуацию.

Это если решитесь находиться в свободном плаванье. Юридические службы сделают быстрее. И дороже.

Вам удастся сократить сроки ожидания, если вы одномоментно подадите запрос во все инстанции. Все равно, это длительный период. К тому же, неполный пакет Росприроднадзор не примет.

Речь идет «О лицензировании отдельных видов деятельности». Просто так такие бумаги не выдаются. Идет тотальная проверка каждой справки.

Способы подачи документов:

  • личное присутствие;
  • курьерская служба;
  • электронная почта;
  • Почта России;
  • коммерческие почтовые службы;
  • юристы, представляющие интересы предпринимателей.

Этапы подачи:

  1. Подготовка всего пакета (справки, копии, и т. д.) — два месяца.
  2. Получение санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора — два месяца.
  3. Подача пакета в приемную Росприроднадзора.
  4. Получение лицензии через 45 дней.

Опять же, уточним, что на бумаге действие происходит быстро и благополучно. Но самостоятельно собрать весь пакет достаточно сложно. Бизнесмены не каждый день занимаются этим процессом.

Виды деятельности, на которые требуется лицензия Росприроднадзора

Процесс обращения с ликвидируемыми веществами состоит из 6 этапов.

Специальное разрешение выдается отдельно на каждый из них.

При этом, если компания занимается несколькими видами работ, то они указываются в одной лицензии.

Виды деятельности с отходами, на которые требуется лицензия:

  • сбор — прием мусора, временное складирование на территории его собственника;
  • транспортирование — перевозка между территориями различных этапов работы;
  • обработка — сортировка, извлечение полезных компонентов;
  • утилизация — повторное использование в виде рециклинга, регенерации, рекуперации;
  • обезвреживание — уменьшение массы и объема отходов, нейтрализация вредных элементов;
  • размещение — длительное хранение для последующей утилизации или захоронение не пригодных для вторичного использования остатков.

Процесс получения лицензии и срок ее действия

Процесс получения лицензии

В зависимости от того, какие виды манипуляций предполагается осуществлять, перечень поддаваемых документов может отличаться. Проще всего получить разрешение тем организация, которые собираются работать с бытовым мусором. Обращение с опасными отходами требует соблюдения больших требований.

Например, для лицензирования деятельности, связанной с переработкой отработок 1–4 класса опасности, необходимо представить заключение экологических ведомств о соответствии необходимым требованиям имеющегося оборудования и квалификации работников. Чтобы избежать непредвиденных обстоятельств, лучше всего получить официальную бумагу, позволяющую осуществлять всевозможные действия при обращении с мусором.

Полный список необходимых документов

Расширенный перечень документов:

Сбор документов для получения лицензии

  • заявление, в котором указываются виды отходов и работ;
  • копии документов о наличии зданий и иных строений, принадлежащих заявителю на законных основаниях;
  • копии документов, которые подтверждают наличие оборудования и установок, необходимых для переработки сырья;
  • подтверждение о наличии специального транспорта, принадлежащего заявителю на законных основаниях;
  • копии сертификатов, подтверждающих профессиональную подготовку работников и заявителя при обращении с мусором;
  • подтверждение о приеме на работу должностного лица, несущего ответственность за нарушения при допуске к работе;
  • копию положительного заключения санитарно-эпидемиологической организации о состоятельности фирмы;
  • подтверждение уплаты госпошлины, взимаемой за выдачу разрешения;
  • свидетельство о зарегистрированном статусе заявителя (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), ИНН;
  • перечень всех документов.

Копии перечисленных свидетельств необязательно заверять нотариально, достаточно при сдаче пакета предъявить их оригиналы.

Процедура рассмотрения документов

Собранные документы необходимо подать в Министерство природных ресурсов. В случае обнаружения недостающих бумаг или их несоответствия, на проверку может уйти трое суток, заявителю предоставляется право на исправление ошибок в течение 30 рабочих дней.

После их устранения или, в случае их отсутствия, с момента подачи заявления может пройти 45 дней до получения ответа и оформления лицензии. Если работы планируется осуществлять более чем в одном федеральном округе, рассмотрение и принятие решения о выдаче официальной бумаги будет проводиться в том филиале, который определит центральный аппарат Росприроднадзора. При «меньшем размахе» – в территориальном органе по месту регистрации заявителя.

Наличие разрешения дает право на обращение с отработками в течение 5 лет. По окончании данного срока его можно переоформить.

Какие отходы являются опасными?

По уровню вредного влияния на биосферу, здоровье людей отходы согласно ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подразделяются на 5 видов, или классов.

Классификация мусора, его характеристики

Класс отходов, уровень негативного воздействия

Признаки, по которым отходы относятся к классу

Описание
первый (самые опасные), чрезвычайно высокий
  • самостоятельно не разлагаются;
  • приводят к необратимым нарушениям экосистемы;
  • отсутствует восстановительный период для природы;
  • крайне отрицательно воздействуют на окружающий мир.
содержащие ядовитые элементы и соединения, ртуть, свинцовые соли, бензпирен, фтороводород – трансформаторы, отработанные синтетические масла, конденсаторы, градусники, асбестовые частицы, антидетонационные добавки, люминесцентные ламы.
второй (высокоопасные), высокий
  • разлагаются более 30 лет;
  • сильно нарушают экосистему;
  • природа долго восстанавливается после ликвидации опасного источника.
содержащие серную кислоту, фенол, сероводород, формальдегид, нитриты, мышьяк – аккумуляторы, щелочи, покрышки, остатки кислот, нефтехимических отходов, свинцовые опилки.
третий (умеренно опасные), средний
  • разлагаются более 10 лет;
  • нарушают экологическое равновесие;
  • восстановление природы происходит через длительное время после уменьшения воздействия от источника загрязнения.
предметы, в которых есть марганец, этиловый спирт, медь, серебро, соляная кислота, фосфаты – ацетон, отработанные медные трубы, провода; остатки от автомобильных масел, дизтопливо, свежий свиной навоз, цементная и табачная пыль.
четвертый (малоопасные), небольшой
  • период разложения более 3 лет;
  • незначительно нарушают экологию;
  • природа восстанавливается через несколько лет после устранения вредного источника.
содержащие сульфаты, аммиак, алюминий, хлориды, этанол, метан – шпаклевка, рубероид, арматура, остатки мебели, асфальта, пищи, отходы птицефабрик, перепревший навоз, отработанный уголь.
пятый (неопасные), самый низкий, приближающийся к нулю
  • период разложения менее 3 лет;
  • практически не нарушают экосистему;
  • природа быстро восстанавливается.
бытовые, повседневные, пищевые отходы – просроченные продукты питания, пакеты, мусор из помещений, газеты, древесная зола, керамика, картонная тара, отработанный абразив.

Отнесение отходов к соответствующему классу подтверждается на основании информации об их составе, свойствах. Такие сведения по видам мусора содержатся в ФККО.

Если конкретного вида нет в этом федеральном каталоге кодов или невозможно определить состав вещества, то класс определяется по результатам исследований образцов аккредитованными лабораториями.

Как видно из таблицы, опасными считаются отходы 1-4 классов. Обращение с ними подлежит процедуре лицензирования.

Как и где заказать лицензию на отходы

Для получения лицензии на утилизацию отходов соискатель должен подготовить материальную базу для производственной деятельности, штат персонала и выполнить ряд юридических мероприятий. Претенденты на получение права выполнять хозяйственную и административную деятельность по обращению с промышленным мусором проявляют свое желание в письменном виде, подавая заявление установленного образца.

Разрешение на лицензирование сбора отходов с их последующей переработкой выдается территориальными подразделениями Росприроднадзора.

При этом, соискатель лицензии на отходы имеет право:

  1. При планировании ведения деятельности по обработке мусора на территории двух субъектов РФ самостоятельно выбирать один из органов, на территории которого будет осуществляться утилизация.
  2. При выполнении работ на территории трех и более субъектов федерации обращаться напрямую в главное управление Росприроднадзора с просьбой определить территориальный отдел, который будет оформлять лицензию на сбор отходов.
  3. Осуществлять свою деятельность, в пределах предоставленных полномочий, на территории всей страны, а также в других государствах, с которыми подписаны международные договоры о сотрудничестве в природоохранительной сфере.

Подавать заявление с приложениями необходимо через секретариат органа. Документы могут быть переданы через курьера, доверенное лицо или по почте с указанием услуги об отчете про доставку.

Алгоритм, сроки и стоимость получения

Формально разработка разрешения и его согласование совокупно занимает от 45 дней. Подготовка заключения от санитарно-эпидемиологической службы затянется ещё на 60 дней.

На практике же подготовка лицензии на хранение отходов в целом занимает от 5 месяцев. Процедура оформления разрешения занимает несколько этапов. Лицензиату необходимо подготовить ряд документов, далее подав их на рассмотрение в контролирующие органы (согласно Приказу Минприроды №541 ).

Далее порядок действий таков:

  1. Подготавливаются паспорта на каждый вид отходов.
  2. Затем организация разрабатывает порядок производственного контроля по обращению с отходами.
  3. Все сотрудники, которые будут заниматься работой с отходами, должны получить необходимую квалификацию, пройдя профессиональную подготовку (ст.15 ФЗ №89). Их нельзя допускать к работе, пока квалификация не будет подтверждена соответствующими сертификатами.
  4. При необходимости проводятся общественные слушания.
  5. Подготавливается проект оценки воздействия на окружающую среду. Если потребуется, то проводится экологическая экспертиза.
  6. Собирается пакет свидетельств, необходимый для получения разрешения. Все бумаги подаются в Росприроднадзор.
  7. При одобрении прошения заявитель получает свидетельство о выдаче лицензии. Сведения о субъекте заносятся в реестр.

Можно обратиться за помощью в специализированные компании, занимающиеся оформлением разрешительных документов. Цены на услуги устанавливаются индивидуально.

За саму лицензию придётся выложить от 250 000 рублей, ещё от 150 000 рублей предстоит потратить на получение санитарно-эпидемиологического заключения.

Если решено оформлять лицензию самостоятельно, потребуется оплатить:

  • госпошлину – 7 500 рублей (подп. 92 п.1 ст. 333 НК);
  • паспорт на каждый отход – 2 500 рублей;
  • разрешение на каждый заявленный вид деятельности.

Обучение специалистов для получения сертификатов также осуществляется платно. В среднем на подготовку каждого сотрудника придётся отдать от 3 500 рублей.

Лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами

В случае, когда производится работа с опасными отходами, следует определиться с видами деятельности, т.к. лицензированию подлежит только сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов.

В законе «Об отходах производства и потребления» есть определения некоторых видов деятельности:

  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
  • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
  • объект размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (пункт 4.11) есть расширенной понятие:объекты размещения отходов — полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Временное накопление отходов на производственной площадке не считается размещением в случае, когда для этого не используется «специально оборудованное сооружение». Т.е. никак не может считаться размещением отходов накопление отходов в контейнерах или других емкостях. Склад готовой продукции не может считаться сооружением для размещения отходов, т.к. готовая продукция не может считаться отходом. Бетонированная площадка для накопления и временного хранения автомобильных шин и.т.д. может считаться объектом размещения отходов согласно определению в ГОСТе 30772-2001.

Следующие виды деятельности :

  • утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Такие виды деятельности наиболее часто ведутся на предприятиях вторичных ресурсов.

Далее:

сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Определение этого термина также есть в ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (пункт 5.26):сбор отходов — деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

ГОСТ 25916-83 «Ресурсы материальные вторичные. Термины и определения» дает определение схожего термина:сбор вторичного сырья — удаление вторичного сырья из мест образования и накопление его с целью последующего использования.

Однако возникает вопрос, является ли сбором отходов их накопление в контейнерах на производственной площади предприятия, на котором эти отходы образуются? Ведь в таком случае, лицензию должно иметь любое предприятие или организация, выбрасывающие свои отходы в контейнер. Однако в определениях есть термин «места образования». Если таким «местом образования» является производственная площадь, где стоит контейнер, то деятельность может называться накоплением отходов и не может называться сбором отходов. Мы же не считаем, что жители, выносящие свой мусор в контейнеры, занимаются сбором отходов…

Таким образом, сбором отходов занимаются организации, использующие отходы или вывозящие отходы к местам размещения. Т.е. предприятия вторичных ресурсов практически во всех случаях осуществляют лицензируемые виды деятельности.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

В соответствии с положениями законодательных актов в сфере охраны окружающей среды, лицензия на обращение с отходами выдается бессрочно для проведения определенных действий с вредными веществами. Их целью является локализация опасных объектов в ограниченном пространстве с последующей трансформацией в безопасное для людей и окружающей среды сырье.

В соответствии с постановлением Кабинета министров № 1062 от 03.10.2015 лицензии на опасные отходы выдаются для осуществления такой деятельности:

  1. Сбор промышленного и бытового мусора. Процедура проводится с соблюдением мер личной и общественной безопасности. При необходимости используются защитные средства.
  2. Транспортировка. Подразумевается перевозка мусора за пределы места, где он образовался. Перемещение производится специальными транспортными средствами по заранее согласованным маршрутам.
  3. Обработка. Производится сортировка отходом по размеру и материалу, разборка на составляющие части, очистка от мусора и посторонних примесей.
  4. Хранение. Лицензирование деятельности по хранению отходов предусматривает их размещение на площадях, в зданиях и помещениях на срок более 11 месяцев. Необходимым условием является полная изоляция опасных материалов. в некоторых случаях проводится захоронение мусора на отведенных для этого полигонах.
  5. Обезвреживание. Лицензия на обезвреживание отходов разрешает предпринимателям проводить нейтрализацию вредных веществ химическими, физическими и термическими способами.
  6. Утилизация. Переработка побочных продуктов производства во вторсырье, которое продается предприятиям для повторного использования.

Порядок подтверждения безопасности отходов

Подтверждение того, что отходы являются неопасными, осуществляется Росприроднадзором. Субъект, занимающийся отходами или у которого они образуются, направляет в его терорган по месту деятельности установленную документацию.

Сделать это можно одним из способов:

  • лично на бумажных носителях;
  • почтовой связью;
  • через интернет в виде электронных документов, подготовленных с помощью бесплатного сервиса на сайте Росприроднадзора.

Документы принимаются по описи, регистрируются в установленном порядке. Копия описи отдается заявителю.

При выявлении некомплектности заявителю в 5-дневный срок направляется письмо о необходимости устранения недостатков. Уведомление происходит тем же способом, которым получены документы. Если в течение 25 дней с даты его получения заявитель не исправляет указанные нарушения, то учреждение возвращает ему документы без рассмотрения.

При полном комплекте Росприроднадзор направляет представленные материалы в ФБУ ФЦАО. Федеральный анализирующий центр проводит их оценку.

В 35-дневный срок он направляет в учреждение одно из 2 заключений:

  • подтверждающее соответствие вида отходов его аналогу в ФККО с указанием установленного класса опасности;
  • указывающее о несоответствии образца данным, имеющимся в ФККО, с рекомендациями для заявителя об устранении несовпадения классификационных параметров.

45-дневный срок указывает в заключении

  • соответствие представленного вида конкретному классу;
  • или несоответствие материалов, из-за которого произошло неправильное определение степени опасности, с перечнем мер для его устранения.

При этом в случае положительного заключения ФБУ ФЦАО совместно с Роспотребнадзором предпринимают действия по включению таких отходов в ФККО и присвоению им идентификационного кода.

Сроки информирования заявителя в днях:

  • 5 — о полученном заключении;
  • 45 — о результатах рассмотрения материалов, если вид имеется в ФККО;
  • 55 — об итогах рассмотрения, если вид предлагается включить в ФККО;
  • 5 — о поступлении решения о включении вида в каталог.

Что такое неопасные отходы?

К последнему 5 классу относится мусор, практически не наносящий вреда экосистеме и здоровью людей. Он разлагается до 3 лет. Такими отходами в большинстве случаев являются остатки повседневной жизнедеятельности человека.

Среди них:

  • пищевые — очистки, остатки еды, в том числе от учреждений общепита, просроченные продукты;
  • бытовые — отработанный полиэтилен, пакеты, обычные электролампы, мусор после уборки любых помещений и улицы;
  • бумажные — газеты, книги, бумага, гофрокартон, обрезки, а также щепа, зола, древесный опил;
  • строительные — щебень, чугун, сталь, гипс, битый кирпич, твердый цемент, керамика;
  • упаковочные — крупногабаритные коробки из древесины, картонная тара;
  • технические — кабельная изоляция, круги абразива.

Полный перечень представлен в ФККО, действующем на основании приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445. Согласно этому федеральному каталогу, все виды отходов обозначены отдельными одиннадцатизначными кодами. Первые 8 знаков обозначают вид, состав мусора, 9-й и 10-й — его форма, агрегатное состояние, 11-й — класс опасности. Код неопасных отходов имеет в конце цифру 5.

ФККО ежегодно обновляется и дополняется. Перечень отходов последнего класса постепенно сокращается. Отдельные виды переходят в малоопасный 4 класс, после чего работа с ними становится лицензируемой.

Лицензия на обращение с отходами нужна не всегда

В рамках накопления отходов происходит временное их складирование, которое по времени не должно превышать одиннадцати месяцев. Причем, речь идет о месяцах, которые идут один за другим, но не обязательно в пределах календарного года.
Однако если такое складирование по времени затянется дольше 11 месяцев, то с момента превышения данного срока компания или предприниматель начинают осуществлять лицензируемую деятельность – хранение.

Кроме того, при накоплении опасных отходов следует иметь в виду, что это можно осуществлять только:

  • на специальных площадках. Эти площадки должны быть обустроены с учетом требований ряда нормативных актов, в частности, статьи 51 закона №7-ФЗ от 10.01.02г. «Об окружающей среде» и статьи 22 закона №52-ФЗ от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • для цели последующей переработки и применения отходов, их перевозки, обезвреживания или размещения, включая захоронение.

Второй случай, когда не требуется лицензировать деятельность связанную с отходами — это работа с отходами 5-го класса опасности. К 5-му классу относят практически не опасные отходы. И любая совершаемая с ними деятельность – их перевозка, переработка, захоронение и т.п., — не требует получения официального разрешения.

Какая деятельность нуждается в лицензировании?

В соответствии с законодательством лицензия требуется для работы с опасными отходами, то есть с теми, которые отнесены к 1-4 классам опасности. При этом на них составляется паспорт. На неопасный мусор 5-го класса паспортизация не требуется.

Согласно положению о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденному ПП от 03.10.2015 N 1062, обращение с мусором содержит 6 процессов.

Сбор

Это начальный этап, он состоит из приема отходов от граждан и юрлиц, а также их накопления на срок до 11 месяцев.

Отходы собираются в специальных местах, соответствующих требованиям санэпиднадзора.

В процессе накопления возможна сортировка путем раздельного складирования отходов по их видам, группам.

Сбор самых опасных отходов осуществляется отдельно от других в спецконтейнеры, обеспечивающие безопасность их дальнейшей перевозки. Их нельзя бросать, переворачивать, повреждать тару. К ртутьсодержащим предметам запрещается добавлять другие виды отходов.

Транспортирование

Процесс заключается в перемещении мусора к местам последующей его переработки с использованием специализированного транспорта. Машины оборудуются устройствами для перевозки отходов, оснащаются спецобозначениями.

Опасные вещества перевозятся при наличии паспорта отходов, соответствующей документации на их транспортирование, в которой указывается количество, цели перемещения, пункты назначения.

Обработка

Этап включает в себя подготовку мусора к дальнейшей утилизации. Она состоит из предварительной сортировки, разборки, очистки отходов.

Утилизация

Представляет собой повторное применение и использование отходов для новых товаров, услуг, работ. Проводится в виде использования веществ по назначению, возврата в производственный процесс после их спецпеределки, извлечения полезных деталей и частиц.

Обезвреживание

Суть этапа в уменьшении объема, изменении химического и физического состава исходного мусора путем допустимых для этого технологий. Переработка вредных веществ осуществляется на спецоборудовании, максимально устраняющем их химическую активность, вредное воздействие на природу. Применяются термические, химико-физические, газификационные способы.

Размещение

Это хранение веществ, приготовленных для дальнейшей утилизации или захоронения.

Объектами для размещения являются полигоны, отработанные карьеры, шахты, спецпомещения.

Территории должны быть оборудованы устройствами мониторинга воздействия размещенных веществ на окружающую экосистему.

После закрытия объекта его собственник обязан продолжать следить за состоянием природы. При необходимости проводить рекультивацию, консервацию использованных земель.

Компания или ИП обязана получить лицензию на право выполнять перечисленные действия

При этом не важно, все этапы входят в его деятельность, несколько или только один из них. Лицензиаты осуществляют свою работу согласно установленным правилам и порядкам

Если на определенном объекте обезвреживания или размещения уже осуществляет работу лицензиат, то другая организация или ИП не вправе дополнительно располагаться на них.

Кто выдает и на какой срок?

По Федеральному закону от 24.06.1998 года, 89-ФЗ, Федеральная служба надзора сферы природопользования, призвана осуществлять лицензирование. Основанием служит личное заявление владельца бизнеса.

Если это так, то компания будет тщательно проверяться. В таком случае, ожидание может затянуться до года.

Транспортирование занимает значительно меньше времени (45 дней). Так что, сроки получения различные.

По Административному регламенту, регулирующего шаги в данном направлении, действие лицензии не имеет ограничений (бессрочно).

Минприроды издал специальный приказ по этому поводу от 01.07.2016 года, №379.

Пакет документов

Соискатель обращается в терорган Росприроднадзора с пакетом установленной документации.

Он содержит:

  1. Заявление установленной формы. В нем указываются классы и виды отходов, реквизиты санэпид- и экологической экспертиз. Если объектом является капстроение, воздвигнутое в 2007 или 2008 годах, то дополнительно необходимы реквизиты разрешения на его строительство или ввод в эксплуатацию.
  2. Сертификаты, свидетельства, подтверждающие прохождение ИП или работниками предприятия профобучения. При этом юридическое лицо дополнительно представляет копии трудовых договоров с такими работниками и документы о назначении своего сотрудника ответственным за их допуск к работе.
  3. Правоустанавливающие документы на используемые объекты размещения. Если права зарегистрированы в ЕГРП, то можно только указать реквизиты этих бумаг.
  4. Действующая лицензия — при ее переоформлении.
  5. Опись прилагаемых к заявлению документов.

Если подается заявление об аннулировании, то из документов к нему прикладывается имеющаяся лицензия.

Остальные необходимые бумаги Росприроднадзор самостоятельно получает от других учреждений в рамках межведомственного взаимодействия.

По своей инициативе, для ускорения процесса рассмотрения заявления, соискатель может дополнительно представить бумаги:

  • подтверждение уплаты госпошлины;
  • заключения экологической и санэпидемиологической экспертиз;
  • разрешение на строительство помещения или ввод его в эксплуатацию — при необходимости;
  • сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП — соответственно для предприятия или ИП;
  • выписки их ЕГРП о зарегистрированных правах на имущество;
  • устав организации.

По запросу могут потребоваться план территории, схема расположения участков, сведения об арендаторах, пояснительная записка.

Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов

Под взрывопожароопасными и химически опасными производственными объектами понимаются объекты, на которых, в частности используются (производятся, хранятся, перерабатываются) воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, представляющих опасность для окружающей среды.

Эксплуатация объектов IV класса опасности не лицензируется. Как правило, это касается предприятий вторичной черной и цветной металлургии.

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.

Лицензии выдает территориальный орган Ростехнадзора России.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий