Поиск

Порядок лицензирования в области промышленной безопасности

Алгоритм получения

На подготовку документов дается десять дней. В течение следующих полутора месяцев оформляется лицензия при условии, что сдан полный пакет в соответствии с требованиями РТН.

Период выдачи готовой лицензии может отличаться. Больше всего времени расходуется на сбор документов. Бумаги оформляются по актуальным, действующим нормам и правилам безопасности. В противном случае последует отказ. РТН не всегда обоснованно делает отказ.

Важно, уметь правильно донести информацию до госслужащих, ответственных за выдачу лицензии. Пакет документов можно доставить в Ростехнадзор:

Пакет документов можно доставить в Ростехнадзор:

  • Лично,
  • По почте,
  • Возложить обязанность на представителя, оформив предварительно доверенность.

Процесс получения можно разбить на несколько этапов:

  • Сбор, оформление и доставка всей документации в РТН;
  • После передачи пакета в Ростехнадзор, на объекте проводится предлицензионная внеплановая проверка;
  • Служащие РТН осматривают объект, сравнивают поданные документы с фактическим положением дел на предприятии;
  • Проверка соответствия деятельности правилам безопасности;
  • Устранение возможных недостатков;

Итоги проверки оказывают решающее значение на выдачу документа или отказ в лицензировании. Разрешительный документ можно получить намного быстрей, если задействовать грамотных специалистов, которые оказывают всестороннюю помощь и поддержку в получении лицензии. Производственное предприятие получает на руки готовую лицензию.

Этапы получения лицензии на проведение ЭПБ

Перед подачей документов в Ростехнадзор, предприятие собирает полный пакет документов, пишется заявление, аттестуются эксперты по правилам промбезопасности. Документы необходимо подавать в Территориальный орган Ростехнадзора, либо в Центральный аппарат.

  • проверка документов сотрудниками РТН в соответствии с прилагаемым перечнем. Ставится отметка о принятии документов, выдается расписка, пакет передается в Лицензионный отдел;
  • лицензионный отдел проводит проверку документов на соответствие требованиям. Если бумаги собраны не полностью или поданы неверные сведения, заявителю направляется письмо о несоответствии предъявляемых документов;
  • после того, как все приведено в соответствие, следует период предлицензионной проверки. Территориальный отдел в письменной форме сообщает заявителю время и место проведения. Инспектор Ростехнадзора проводит собеседование с экспертами, директором предприятия, просматривает оригиналы документов;
  • данные о проверке фиксируются в акте. Документ отражает список представленных документов. Основное – делается вывод на соответствие или несоответствие заявленным требованиям;
  • если замечаний нет, или они несущественные, акт направляется в Центральный аппарат. Отрицательный акт также передается в Центраппарат, который направляет заявителю информацию об отказе. В этом случае, документы надо подавать снова;
  • в Управлении проверяют еще раз экспертов на соответствие занимаемой должности и необходимые документы. При положительном результате Лицензионный отдел согласовывает и выдает лицензию;
  • готовый документ может забрать руководитель предприятия или доверенное лицо.

Алгоритм получения лицензии — простой. Сложнее – собрать все документы, в запланированное время пройти все этапы и получить лицензию. Процесс затягивается на неопределенное время, приходится подключать специализированные фирмы, которые предоставляют посреднические услуги. Получается дороже, но быстрей.

Промышленная безопасность регулярно меняется, выходят новые законы. Собрать всю необходимую документацию в Ростехнадзор самому проблематично с первого раза. На практике время получения лицензии увеличивается в несколько раз.

Постановление Правительства РФ от 4 июля 2012 г. № 682 “О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности”

9 июля 2012

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 389 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 26, ст. 2851);

пункт 10 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. № 268 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2316);

пункт 13 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 749 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 40, ст. 5076).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев

Требования, предъявляемые к соискателям

  • предприятие должно иметь в штате трех человек в качестве эксперта промышленной безопасности. Сотрудники успешно прошли аттестацию в Ростехнадзоре и получили свидетельства об окончании обучения: удостоверения первой категории. Два работника могут числиться на предприятии по совместительству. Для третьего — предприятие, которому необходимо получить лицензию, должно быть основным местом работы. Они могут проводить экспертизу объектов с I по IV класс опасности;
  • на балансе предприятия должны числиться жилые или нежилые помещения со всеми подтверждающими документами о праве собственности. В распоряжении соискателя имеется в наличии материально-информационная база, на основании которой будет осуществляться лицензируемая деятельность.

Подготовка документов для постановки ОПО на госучет. Карта учета, сведения характеризующие опасный объект.

Для дальнейшей постановки объекта на госучет также потребуется заполнение карты учета ОПО, в состав которой войдут следующие данные:

  • наименование и месторасположение предприятия,
  • признаки опасности, по которым происходит отнесение производства к ОПО,
  • классы опасности,
  • виды деятельности, подлежащие лицензированию,
  • информация об эксплуатирующей организации,
  • и в конечном итоге – сведения о государственной регистрации ОПО.

Стоит отметить, что карта учета в обязательном порядке согласуется Ростехнадзором и является приложением к государственной регистрации ОПО.  Полученное разрешение на ввод в эксплуатацию будет рассматриваться в дальнейшем как основание для постановки объекта на государственный учет.

О прекращении и приостановлении

Действие лицензии заканчивается с окончанием данной деятельности:

  1. Предприниматель или юрлицо направляет ходатайство с информированием о прекращении деятельности;
  2. Гражданин полностью прекращает заниматься индивидуальным предпринимательством;
  3. Организация подает документы об окончании деятельности в статусе юрлица (за исключением реорганизации);
  4. Аннулирование лицензии по суду.

Приостановление действия лицензии происходит в случае нарушения деятельности после проверки Ростехнадзора. Выдается предписание с указанием недочетов и сроков устранения. Самым серьезным наказанием по статье 9, часть 1 КоАП РФ является приостановление деятельности предприятия сроком на 90 суток.

Предприниматели и представители бизнеса должны иметь возможность, открыто рассказать о проблемах, дать оценку и пожелания по надзорной деятельности ведомства, по ее соответствию целям и задачам, высказать позицию по поводу объективности проверок, по вопросам исполнения требований, их актуальности и правомерности.

Последствия работы без лицензии

Для каждого вида деятельности установлен перечень грубых нарушений, Если допускаются в работе серьезные ошибки, многие проверки Ростехнадзора заканчиваются штрафами:

  • Для физических лиц: 20000 — 50000 руб.;
  • Для юридических лиц: 200000 — 1000000 руб.

При невыполнении предписания, штрафы возрастают. Ответственный работник может быть дисквалифицирован на срок 6 – 12 месяцев.

Чем больше опасность объекта, тем регулярней плановые проверки Ростехнадзора. Для проверок вне графика, должно быть веское обоснование. В противном случае, мероприятие можно оспорить.

Контроль – это, прежде всего, профилактика нарушений. Предотвращая нарушения, устраняется возможные аварии. Задача контролирующих органов – направлять и помогать в исполнении требований.

Взаимодействие с представителями большого и малого бизнеса выходит на новый уровень– партнерство взамен наказаний. Проходят открытые брифинги с инспекторами и проверяемым руководством предприятий, когда обе стороны прислушиваются и учитывают мнение друг друга.

Инспектора контролирующих органов и современные системы консалтинга помогают обеспечить безопасность проверяемой компании на должном уровне. Благодаря прикладным знаниям, представители бизнеса уверены в своей правоте во время проверок Ростехнадзора. Хорошая осведомленность поможет избежать полумиллионных штрафов и приостановки деятельности

Необходимо заранее знать, на что обращают внимание инспекторы, какие бывают проверки и на основании каких документов они проводятся

Порядок продления и переоформления

Ситуации, когда необходимо переоформлять лицензию:

  • изменение названия или аббревиатуры предприятия;
  • реорганизация юридического лица, представляющего предприятие или смена адреса регистрации;
  • расширение списка производимых работ;
  • изменение в классификаторе названия и перечня рода занятий;
  • окончание срока действия.

При официальном изменении названия вида работы предприятия, документы подлежат переоформлению. Процедура переоформления достаточно длительная, происходит по разработанному регламенту. Проводится инспектирование, организация проверяется вне графика на соответствие установленных норм ПБ.

Старые лицензии направляются в Ростехнадзор. Если организация соответствует всем лицензионным требованиям, после проверки РТН осуществляет переоформление только одного документа. Процедура такая же, как при получении новой, но несколько лояльней по отношению к предприятию и соискателю.

Получение лицензии.

Заключительным этапом оформления ОПО выступает получение лицензии, соответствующей направлению деятельности организации (ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено на основании постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 — далее Положение.

Регламент, устанавливающий порядок лицензирования — Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 11 августа 2015 года N 305.

Размер госпошлины за предоставление лицензии установлен в размере 7 500 рублей.

Перечень необходимых документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • опись прилагаемых документов;
  • копии документов на собственность участков и зданий,;
  • реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, а в случае их отсутствия — реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности;
  • реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов;
  • копия положения о системе управления промышленной безопасностью;  
  • копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах;
  • копии планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах;
  • копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности;
  • копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов;
  • перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах;
  • копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно- спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности;
  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке.

От чего защищает/не защищает полис ГО ОПО?

По договору обязательного страхования подлежит возмещению:

  1. Вред жизни, здоровью потерпевшего, в том числе работникам страхователя.
  2. Вред имуществу (с учетом реального ущерба, причиненного повреждением имущества).
  3. Вред в результате нарушения условий жизнедеятельности (исходя из понесенных потерпевшим расходов, связанных с переездом к месту временного поселения и обратно, проживанием в месте временного поселения, приобретением жизненно важных материальных средств).

По договору обязательного страхования страховщик не возмещает:

  1. вред, причиненный имуществу страхователя;
  2. расходы потерпевшего, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих гражданско-правовых обязательств;
  3. вред, причиненный имуществу потерпевшего, умышленные действия которого явились причиной аварии на опасном объекте;
  4. убытки, являющиеся упущенной выгодой, в том числе связанные с утратой товарной стоимости имущества, а также моральный вред;
  5. если вред потерпевшим причинен в результате диверсий и террористических актов;
  6. вред, причинённый вследствие событий, определённых п. 1 статьи 964 ГК РФ (война, забастовки, ядерный взрыв, радиация, народные волнения, изъятие, арест, конфискация).

Отсутствие страхового свидетельства на ОПО не только влечет отказ в согласовании разрешительной документации на его функционирование, но также подлежит наказанию в виде административного штрафа, согласно статье 9.19 КоАП, в размере до 500 тысяч рублей.

Требования к соискателю лицензии на деятельность в области промышленной безопасности

При выдаче лицензии на деятельность в области промышленной безопасности к соискателю предъявляется ряд требований:

  • в штате должно находиться на постоянном месте работы как минимум три работника с квалификацией, которая соответствует требованиям законодательства;
  • наличие на законном основании необходимой производственной базы, при этом она должна соответствовать всем предъявляемым техническим требованиям;
  • наличие специальной системы контроля над качеством проводимой деятельности, а также подготовки работников;
  • наличие программ технического переоснащения производства;
  • наличие аккредитованной лаборатории контроля;
  • присутствие не менее двух лиц, которые будут ответственны за безопасное выполнение работ.

В свою очередь тот, кто уже имеет лицензию на деятельность в сфере промышленной безопасности, должен соответствовать следующим требованиям:

  • соблюдение вышеперечисленных лицензионных требований;
  • сотрудники, которые выполняют определённые виды работ, должны иметь соответствующую квалификацию, а также пройти подготовку и оценку своих знаний;
  • наличие положительного заключения экспертизы соответствия не реже одного раза за 2 года;
  • обязательное соблюдение сроков диагностирования и освидетельствования используемого технического оборудования.

Последствия работы без лицензии

По линии административной ответственности, за работу без лицензии Ростехнадзор за одно или несколько нарушений подряд штрафует юрлицо на сумму от двухсот тысяч рублей. Ответственному сотруднику выписывается штраф в размере двадцати тысяч рублей.

После проверки контролирующим органом выдается предписание с указанием нарушений. По этой причине на предприятие еще раз имеют право наложить санкции. РТН сроки выполнения предписания всегда держит на контроле. Оговариваются сроки в разумных пределах, чтобы успеть переоформить и получить разрешение заниматься деятельностью на законных основаниях.

Период для устранения ошибок назначается в течение трех месяцев. За невыполненное предписание применяют статьи Административного кодекса в части промышленной безопасности.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий