Поиск

Особенности лишения права занимать определенные должности

Действие основного и дополнительного наказания

Судами применяется эти виды наказания в качестве основного, если в статье Особенной части УК они представлены в качестве наказания за совершенное преступление.

Основными они могут быть и в порядке замещения других видов наказаний. Применяют их при переходе к более мягкому виду наказания, если соблюдено условие, при котором преступное деяние было связано с занимаемой субъектов должностью и осуществлением определенного вида деятельности.

Особенной частью УК предусмотрены данные виды наказания в качестве дополнительных. В этих случаях, суд назначает основной вид наказания, например, ограничение свободы, и дополнительное наказание в виде лишение прав на занятие какой-то должности или вида деятельности.

Иногда, суд назначает по каким-то статьям другой вид наказания в качестве основного, хотя в самой статье указано именно лишение рассматриваемых прав. В этом случае лишение этих прав может применяться как дополнительное наказание.

Если суд посчитает, что характер совершенного преступления указывает на значительную социальную опасность подсудимого, а значит, требуется принятие более жестких мер по отношению к нему.

В некоторых ситуациях суд, руководствуясь частью 2 ст. 47 УК РФ, может применить подобные ограничения в качестве дополнительного наказания, но срок этих ограничений установить в пределах 20 лет.

В качестве заключения следует отметить, что эти виды наказания в самом уголовном праве встречаются как основные в каждой пятнадцатой статье, а как дополнительные – в каждой шестой.

На практике они применяются судами значительно реже, чем предусмотрел законодатель. Удельный вес этого вида наказания по отношению ко всем основным не превышает полпроцента, колеблясь в пределах от 0,01 до 0,2 процента.

Наибольшее количество случаев, когда прибегают к этим наказаниям, связано с преступлениями по уклонению от уплаты налогов и растрате.

То есть на законодательном уровне судьям и правоохранительным органам предоставлена возможность для требования и применения более мягких видов наказаний по отношению к гражданам, совершивших преступления.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию: +7 (499) 653-64-11 Москва +7 (812) 317-55-28 Санкт-Петербург

Назначение наказания

Важной деталью подобного воздействия считается то, что оно применяется как основное и как факультативное. В первом случае лишение права заниматься определенной деятельностью предусмотрено ст

285.3 «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений» (например, подлог жилищных и кадастровых реестров), ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» (несвоевременное начисление студентам стипендий, пенсий инвалидам) и другими нормами Особой части УК РФ. Нередко такая санкция предусмотрена в статьях, посвященным профессиональной и служебной деятельности субъектов общественных отношений

В первом случае лишение права заниматься определенной деятельностью предусмотрено ст. 285.3 «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений» (например, подлог жилищных и кадастровых реестров), ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» (несвоевременное начисление студентам стипендий, пенсий инвалидам) и другими нормами Особой части УК РФ. Нередко такая санкция предусмотрена в статьях, посвященным профессиональной и служебной деятельности субъектов общественных отношений.

Дополнительной эта мера указана для таких составов, как ст. 135 «Развратные действия» (в отношении человека, не достигшего возраста 16 лет — даже с его согласия), ч. 3-4 ст. 122  «Заражение ВИЧ-инфекцией» (халатные действия врача, повлекшие болезнь пациента).

Если же законодательство прямо не рассматривает возможность использовать лишение права заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительной меры ответственности, суд может самостоятельно использовать подобную санкцию, если дальнейшее осуществление служебных или рабочих полномочий лица ставит под угрозу общественные отношения.

Очевидно, что использование данной меры в форме основного и факультативного наказания невозможно.

Наиболее часто на практике можно встретить подобное явление по отношению к тем лицам, чья деятельность способствовала им совершать правонарушения, либо скрывать их. Например, место чиновника будет удобным для взяточника, а к незаконной охоте и промыслу может пристраститься егерь или лесник.

Скачать для просмотра и печати:

Увольняем работника

При обнаружении факта нарушения правил заключения трудового договора такой договор подлежит прекращению. Но прежде, чем уволить работника по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, работодателю нужно соблюсти требования ч. 2 ст. 84 ТК РФ, в силу которой трудовой договор прекращается, если работника невозможно перевести с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. Это может быть как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предложить все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Предложение о переводе необходимо делать в письменном виде в произвольной форме, с отметкой о согласии или несогласии работника.

Обратите внимание! Работодатель не обязан предлагать работнику другую работу, если по его вине было допущено нарушение правил заключения трудового договора (ч. 3 ст

84 ТК РФ).

Прекращение трудового договора оформляется соответствующим приказом по унифицированной форме N Т-8 . В графе «Основание» указываются реквизиты приговора суда, которым работник лишен права занимать соответствующую должность или заниматься определенной деятельностью. Если он отказался от предложенной другой работы или таковой у работодателя нет, сведения об этом также отражаются в приказе. Датой прекращения трудового договора считается день, когда работодатель узнал о том, что работник не может занимать данную должность.

Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты».

С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Если это невозможно объективно или работник отказывается это сделать, в приказе (распоряжении) делается соответствующая запись (ст. 84.1 ТК РФ).

Запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку, которая выдается работнику в день прекращения трудового договора

Обращаем внимание, что при прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст. 77 ТК РФ (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работодателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п

п. 4 и 10 ч. 1 этой статьи)), в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт ч. 1 указанной статьи .

Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей).

Несмотря на предъявляемые УИК РФ требования по занесению в трудовую книжку сведений о лишаемой должности, сроке и виду деятельности, ведение трудовых книжек регламентируется специальным нормативным документом, согласно которому запись должна точно соответствовать формулировке Трудового кодекса. Поскольку практика увольнения по данному основанию невелика, а какие-либо разъяснения отсутствуют, предлагаем делать следующую запись: «Трудовой договор прекращен в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим продолжение работы, — в нарушение приговора суда о лишении конкретного права занимать определенные должности, пункт 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

В любом случае при приеме на работу лица с такой записью в трудовой книжке работодатель всегда сможет получить официальную информацию по нему.

Отметим: если нарушение установленных правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 3 ст. 84 ТК РФ). Все остальные причитающиеся работнику суммы (зарплата, компенсация за неиспользованные дни отпуска согласно ст. 127 ТК РФ) должны быть выплачены в день прекращения трудового договора, то есть в день увольнения (ст. ст. 127, 140 ТК РФ). Если работник в этот день не работал, соответствующие суммы выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным требования о расчете. В случае спора о размерах указанных сумм работодатель обязан выплатить не оспариваемую работником сумму.

Другой комментарий к статье 47 УК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует два самостоятельных наказания:

1) лишение права занимать определенные должности;

2) лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре.

При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре конкретизируется вид такой деятельности (фармацевтическая, педагогическая, управление транспортными средствами, оказание юридических услуг и т.д.). Одна и та же по характеру деятельность в зависимости от обстоятельств может быть и профессиональной, и иной (например, управление транспортным средством).

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного оно назначается, если этот вид наказания закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК, а также при наличии исключительных смягчающих обстоятельств (ст. 64 УК).

Суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, рассматриваемое наказание в качестве дополнительного независимо от того, что оно не предусмотрено санкцией закона, по которому осужден виновный, приведя в описательно-мотивировочной части приговора мотивы принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению должностного лица.

3. При назначении дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, необходимо обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого управление транспортным средством является профессией (п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания»).

4. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено одновременно и в качестве основного, и в качестве дополнительного. Также следует иметь в виду, что за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание.

5. В комментируемой статье определены минимальные и максимальные сроки данного вида наказания. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного наказания, его продолжительность составляет от одного года до пяти лет; если в качестве дополнительного — от шести месяцев до трех лет. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ перечень видов наказаний, к которым может присоединяться лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, дополнен принудительными работами.

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, данный вид наказания назначается на срок до 20 лет в качестве дополнительного наказания (например, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 230 УК).

6. Способы исчисления сроков зависят от порядка назначения наказания. В случае, если оно назначено в качестве дополнительного и присоединяется к наказаниям, не связанным с лишением свободы, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу, т.е. сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно. Если же оно присоединяется к наказаниям, связанным с лишением свободы, то распространяется на все время отбывания основного наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания.

В срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК РФ).

Формальное оформление запрета

За исполнением, как основного, так и дополнительного наказания по ст. 47 УК РФ следит уголовно-исполнительная инспекция.

Обязанность о внесении записи в трудовую книжку предусмотрена Правилами ведения и хранения трудовых книжек, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 225 от 2003 года.

Данная норма распространяется только на лишение осужденного права на получение должности в будущем.

Когда вопрос касается ограничения на ведение определенной деятельности, запись может быть внесена в трудовую только при условии, что эта деятельность является основополагающей для работы в данной организации.

Например, если судом наложен запрет на управление транспортным средством, запись может быть внесена, когда без управления автомобилем сотрудник не может больше работать на предприятии.

Проще говоря, если он, к примеру, водитель. Тогда запись в трудовую вносится и на основании нее осужденный работник увольняется.

Когда ответной реакции от осужденного не последует, сотрудники УИИ передадут дело в прокуратуру. Чаще всего в результате такого нарушения срок течения наказания просто отодвигается.

Право занимать определенные должности


Очевидно, одновременно с возникновением государственного строя появились и первые госслужащие, имеющие властный ресурс. Такие полномочия дают больше преимуществ и возможностей, однако не с целью использования их служащим для исполнения своих корыстных замыслов, а для воплощения функций и задач государства и муниципалитета, обеспечения нормальной работы общества.

Исторический анализ лишения права как наказания

Впервые встретить такое наказание можно еще во времена царской России. Данная ограничительная норма была частью более общего комплекса, сужающего сословные права лица.

Вот самые часто упоминаемые исторические виды умаления прав:

  • табу на государеву службу;
  • запрет устроения военной карьеры;
  • невозможность посещения местных судов как заседатель.

Во времена императора данное наказание считалось факультативным в момент претерпевания более серьезной санкции.

Подобный тип воздействия сохранился с 1903 года и имелся в законах времен СССР, предусматривающим ответственность для должностных лиц.

Лишение права сегодня


Лишение права заниматься указанной деятельностью, замещать определенные должности предусмотрено общей частью Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно статьей 47.

Вопреки отсутствию там развернутого списка служебных мест, возможности занимать которые можно лишить, их перечисление можно найти в:

  • Федеральный закон № 58 «О системе госслужбы в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Судебное решение точно перечисляет список рабочих и служебных мест, от которых стоит отграничить лицо. За один эпизод с единственным совершенным деянием судья не сможет параллельно запретить находиться на должности, и осуществлять определенную деятельность.

Интересно! Исходя из вышесказанного, нельзя запретить физическому лицу, не связанному с публичной сферой, конкретную управленческую государственную должность, так как фактически это не является санкцией за его преступление. Однако можно наложить вето на право лица пребывать в статусе руководителя или логиста. Такой запрет будет носить более общий характер.

Вариативность типов деятельности, подходящей под возможный судебный запрет, гораздо выше. Основной критерий — род занятий человека. Он должен иметь признаки ответственности и создавать потенциальную угрозу для безопасности физических, юридических лиц и государства.

Это, например:

  • руководители вредных производств, ответственные за контроль над выбросами веществ в атмосферу и окружающую среду;
  • врачи и медсестры, принимающие решение о лечении и производящие лечение пациента;
  • работники МЧС, полиции, обеспечивающие безопасность людей и их защиту;
  • учителя и преподаватели, формирующие мировоззрение граждан.

Важно! При установлении подобного ограничения, судья может исходить из видовой принадлежности профессии (например, запретить заниматься только образовательной или врачебной деятельностью), либо типовой направленности работы (руководитель, изобретатель). Следует понимать, что такая мера наказания направлена на защиту общественных отношений от повторного нарушения со стороны преступника

Также санкция кроется в возникновении неблагоприятных последствий — виновнику придется искать другую отрасль работы или службы, что очевидно, лишит его привычной возможности использовать служебное положение как дополнительный способ извлечения выгоды. Суд должен осознавать и возможное уменьшение фактических доходов злоумышленника

Следует понимать, что такая мера наказания направлена на защиту общественных отношений от повторного нарушения со стороны преступника. Также санкция кроется в возникновении неблагоприятных последствий — виновнику придется искать другую отрасль работы или службы, что очевидно, лишит его привычной возможности использовать служебное положение как дополнительный способ извлечения выгоды. Суд должен осознавать и возможное уменьшение фактических доходов злоумышленника.

Скачать для просмотра и печати:

Сроки запрета


Законодателем предусмотрен срок запрета для различной длительности в зависимости от типа санкции.

В случае, если судья определил ограничение лица в правах как основную санкцию, она может достигать пяти лет. Когда же мера является дополнительной, ее максимальный срок составляет три года.

Если преступник несет особую опасность для социума, например, в случае педофилии, длительность лишения рассматриваемого права может достигать 20 лет. В таком случае возврат преступника к привычной жизни практически невозможен.

И напротив, когда особые навыки преступника и его профессионализм представляют особую важность для общества и эта ценность несоизмерима с уголовным проступком, а равно есть основания полагать, что рецидива преступления не предвидится, лишение права занимать определенную должность суд может заменить альтернативной мерой. Срок осуществления санкции исчисляется по-разному в зависимости от ее вида и наличия дополнительных санкций

В том случае, если мера является основной, либо же дополнительной к условному заключению, общественным работам и штрафу (то есть наказание не предусматривает реального лишения свободы), исчисление начинается с момента оглашения приговора в зале суда

Срок осуществления санкции исчисляется по-разному в зависимости от ее вида и наличия дополнительных санкций. В том случае, если мера является основной, либо же дополнительной к условному заключению, общественным работам и штрафу (то есть наказание не предусматривает реального лишения свободы), исчисление начинается с момента оглашения приговора в зале суда.

И напротив, когда имеет место ограничение свободы, либо ее полное лишение в колониях или дисциплинарных воинских частях (ДВЧ), срок сохраняется на время нахождения лица в специальных местах, а фактический отсчет происходит с момента выхода на свободу.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий