Поиск

Субъекты авторского права

Особые случаи

В ГК предусматривается возможность использовать произведения без согласия создателя и выплаты вознаграждения, но с указанием автора и источника заимствования. Речь, в частности, о:

  • Цитировании в переводе и оригинале в полемических, научных, информационных, критических целях произведений, обнародованных законно. Данное правило распространяется в том числе на воспроизведение отрывков из журнальных/газетных статей в виде обзоров печати.
  • Использовании произведений и их частей в качестве иллюстраций в теле-, радиопередачах, изданиях, видео-, звукозаписях учебного характера. Воспроизведение должно осуществляться в объеме, оправданном поставленными целями и задачами.
  • Использовании в прессе, эфире произведений, опубликованных законно в журналах и газетах, по текущим социальным, политическим, экономическим, религиозным проблемам.
  • Воспроизведении публичных речей, обращений, докладов и пр. в объеме, соответствующем информационной цели. Авторы в таких случаях сохраняют за собой право опубликовать такие произведения в сборниках.
  • Воспроизведении/сообщении для публичного сведения в обзорах событий средствами кинематографии, фотографии.
  • Использование без получения прибыли произведений, выполненных рельефно-точечным шрифтом или иными методами для слепых и обнародованных законно. Исключение составляют объекты, специально созданные для воспроизведения указанными способами.

В законодательстве предусматриваются возможности для иных ограничений, в том числе предполагающие выплату вознаграждения автору.

Субъективные права участников правоотношений

В соответствии с законодательством, авторские права можно условно разделить на имущественные и личные неимущественные.

Последние включают в себя следующие права:

  • на законное признание авторства в отношении своего произведения;
  • на имя (то есть возможность публиковать свои произведения используя как собственную фамилию, так и псевдоним);
  • на свободное и открытое вынесение своего произведения на всеобщее обозрение;
  • на защиту достоинства и репутации самого автора.

Личные неимущественные права, как правило, бессрочны.

Стоит упомянуть, что они распространяются исключительно на физические лица, то есть на авторов. Правообладатели же не всегда могут рассчитывать на подобные права.

Дело в том, что в данном качестве могут выступать и юридические лица. Этот факт еще раз подчеркивает, что правообладатель – это не обязательно автор произведения.

Перейдем непосредственно к имущественным правам. К ним можно отнести:

  • право на свободное и законное распространение;
  • на показ произведения и материальное оформление (на бумаге, в фото- аудио- видеоформате и т.д.);
  • на импорт экземпляров произведений в целях их дальнейшего распространения (сюда относятся и те, публикацию которых подкрепило согласие правообладателя);
  • на совершение различных действий по отношению к произведению, не противоречащих законодательству и исключающих плагиат (перевод, аранжировка, оригинальная переработка).

Субъектами для распространения имущественных прав являются как физические, так и юридические лица, то есть авторы, правообладатели.

Эти права, в свою очередь, уже имеют срок действия: согласно 1281-й статье ГК РФ (аббревиатура от «Гражданский кодекс Российской Федерации»), имущественные имеют место на протяжении жизни или существования правообладателя, а также в течение семидесяти лет после его смерти или расформирования организации.

Соглашение о соавторстве

Если вы соавтор и у вас нет письменного соглашения с вашим партнером-соавтором, возможно, стоит задуматься о его заключении. Хотя законодатель не обязывает соавторов заключать такие соглашения (то есть это ваше право, а не обязанность), наличие письменных договоренностей всегда лучше, чем их отсутствие. Тем более что отношения в бизнесе, как и в другой области жизни, могут меняться.

Рассмотрим следующую ситуацию.

Вы создаете большую часть произведения, занимаетесь почти всеми организационными, финансовыми и другими вопросами, касающимися использования произведения. При этом ваш соавтор не претендует на вознаграждение. Предположим, он использует соавторство только как возможность «раскрутки» своего имени. И вы уверены, что вознаграждение будет только вашим (по крайней мере, точно большая часть).

С юридической точки зрения, здесь нет гарантии, что завтра, когда ваш «совместный» труд принесет вам большую прибыль и известность, ваш соавтор не потребует половину вашего заработанного труда. С моральной точки зрения, это несправедливость, но в соответствии с законом он будет прав, поскольку между вами отсутствует соглашение о соавторстве, а значит вознаграждение должно быть распределено пополам. Именно поэтому лучше позаботиться о своей «юридической безопасности» заранее, заключив «соглашение о соавторстве». Наличие такого соглашения расставит все на свои места: кто и за что отвечает в вашей работе, как будет распределяться вознаграждение за использование произведения, а также поможет урегулировать многие другие важные для вас вопросы.

Вам необходимо соглашение о соавторстве, если:

  1. Вы вкладываете в создание произведения больше, чем ваш соавтор;
  2. Произведение, над которым вы работаете совместно с соавтором, представляет для вас большую ценность;
  3. Произведение, написанное в соавторстве, приносит вам большую прибыль.

Что вам даст наличие соглашения о соавторстве:

  1. Порядок в деловых отношениях с партнером-соавтором;
  2. Возможность урегулирования спора мирным путем (без обращения в суд);
  3. Больше шансов защитить свои права в суде (с помощью соглашения это сделать гораздо легче и быстрее);
  4. Возможность получить свое законное вознаграждение в «полном» объеме (так как оно будет зафиксировано в соглашении).

Садыкова Лилия, юрист

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

А если вам необходимо проконсультироваться по теме статьи или подготовить правовой документ, то пишите мне на почту (смотрите раздел Контакты).

Если статья была вам полезна, поделитесь с коллегами и друзьями!

04.10.2016 г.

Комментарии к новости «Соавторство»

Признаки

Обратим внимание, что для объектов авторского права справедливы признаки, названные нами применимо ко всей интеллектуальной собственности (об этом см. статью)

Вместе с тем есть особенности: в частности, объекты авторского права:

Не требуют регистрации. Это отличает их от объектов промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, средств индивидуализации и т.д.). Следовательно, в России нет реестров произведений, и не выдается никаких свидетельств и патентов на произведения. Обуславливается это тем, что произведения, как считается, уникальны сами по себе, а объекты промышленной собственности могут быть повторимы.
Охраняются только в части формы. То есть, закон безразличен по отношению к тому, что написано в произведении, какие в нем персонажи, какая художественная значимость и т.д

Важно, чтобы объект допускался Гражданским кодексом РФ. В промышленной собственности определяющим, наоборот, считается содержание, поэтому два изобретателя с разных концов света вполне могут прийти к одинаковому техническому решению

А вот два разных писателя могут написать произведения с очень похожими сюжетами и даже со сходными персонажами, однако это не запрещено законом и не будет считаться плагиатом.
Носят творческий характер. Высшие суды разъяснили, что творческий характер – определяющий признак для объектов авторского права (см. Постановление Пленумов ВС И ВАС 5/29 от 26 марта 2009 года). Примечательно, что в российском авторском праве действует презумпция творческого характера: т.е. произведение считается творческим, если не доказано иное. Вероятно, под творческим характером следует понимать свойство интеллектуальной деятельности, сущность которого в придании произведению отличительных черт, художественной ценности.
Относятся к культурной сфере. Если средства индивидуализации, изобретения тесно связаны с производственной сферой, то произведения главным образом являются неотъемлемой частью культурной подсистемы общества.
Могут выражены в разной форме. Совсем необязательно, чтобы это была бумажная форма. В качестве примера можно привести скульптуры (объемно-пространственная форма), песни (музыкальная форма) и т.д. Об этом дополнительно см. п. 3 см. 1259 ГК РФ.
У произведений должен быть автор. Именно поэтому не охраняются произведения фольклора.

Правообладатель

Определение термина «правообладатель» даётся в п. 1 ст. 1229 ГК РФ:

Как следует из буквального толкования указанной статьи, правообладатель:

  • лицо, обладающее исключительным правом;
  • может быть как физическим, так и юридическим лицом;
  • вправе использовать РИД самостоятельно;
  • вправе распоряжаться исключительным правом (например, предоставлять право другим).

При этом правообладателей может быть несколько, в таком случае исключительное право будет им принадлежать совместно. Да, авторов тоже может быть несколько (соавторство), но с авторами ситуация иная — со временем у уже созданного законченного произведения авторов прибавиться не может, поскольку в таком случае речь будет идти о переработке, создании производного произведения на основе уже имеющегося. И это объяснимо, поскольку право признаваться автором имеет своим критерием творческий вклад в процессе создания произведения.

А в случае с исключительным правом, которое в силу прямого указания ст. 1226 ГК РФ, является имущественным, правообладателей может быть сколько угодно, о чём говорит п. 2 ст. 1229 ГК РФ. При этом даже не затрагивая дискуссионного вопроса относительно долей в исключительном праве, правообладатели могут заключить соглашение о том, как использовать или распоряжаться исключительным правом, фактически установив удобный порядок управления.

Распоряжение исключительным правом

Как следует из п. 1 ст. 1233 ГК РФ, правообладатель вправе распорядиться исключительным правом любым не противоречащим закону способом, в том числе путём отчуждения или путём предоставления права.

При этом согласно п. 1 ст. 1234 ГК РФ:

А в силу п. 1 ст. 1235 ГК РФ:

Как видим, законодатель однозначно дифференцирует передачу и предоставление права. При передаче право целиком и полностью без ограничений переходит от одного правообладателя к другому лицу, а при предоставлении права — просто даётся возможность другому лицу использовать объект ИС в строго ограниченных пределах.

Таким образом, передача (отчуждение) и предоставление — принципиально разные способы распоряжения исключительным правом.

Стоит отметить, что исключительное право может переходить по наследству. Кроме того, оно может быть передано в доверительное управление.

Защита исключительного права

Исключительное право является абсолютным — все остальные субъекты обязаны воздерживаться от действий, его нарушающих, в противном случае к нарушителю могут быть предъявлены соответствующие меры ответственности. Обладатель исключительного права может защищать своё право, в том числе, путём предъявления исков к нарушителям. Например, самая распространённая мера ответственности за нарушение исключительных авторских прав — так называемая «карательная» компенсация (она же специальная компенсация в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей).

При этом пока автор является правообладателем, он может защищать нарушенное исключительное право, а также вправе делать это и после отчуждения права — в случае нарушений в течении периода, когда он был обладателем исключительного права.

И это подтверждается позицией ВС РФ. Согласно п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»,

При этом в п. 59 Постановления явно указано:

Что согласуется с позицией из п. 70 Постановления и является очевидным: право на обращение в суд есть только у того, чьи права нарушены; а если право на момент нарушения было у кого-то другого, а не у автора, то и иск автор предъявлять не вправе.

Срок авторского права

О нем говорится в 1281 статье ГК. Согласно норме, исключительные права действуют на протяжении всей жизни создателя произведения. После его смерти они сохраняются за автором в течение 70 лет. Исчисление этого срока начинается с 1 января года, идущего за годом смерти.

Бессрочно действуют права на защиту репутации, имя и авторство.

Некоторые произведения могут обнародоваться анонимно. В этом случае авторское право будет действовать 70 лет с 01.01 года, идущего за годом опубликования. Аналогичный период действует и в отношении произведений, обнародованных под псевдонимом. Если в течение 70 лет автор раскроет сведения о себе или будут отсутствовать сомнения в его личности, применяется общее правило, приведенное выше.

Отдельно оговаривается срок действия прав соавторов. Оно сохраняется на протяжении всей жизни участников создания и в течение 70 лет после смерти субъекта, пережившего остальных. Исчисление начинается по общим правилам – с 01.01 года, идущего после смерти.

Если автор являлся жертвой политических репрессий и впоследствии был реабилитирован, но после своей смерти, срок действия прав начинается с 1 января года, который следует за годом реабилитации. Для создателей произведений, работавших во время ВОВ или участвовавших в ней, период защиты прав увеличивается на 4 года.

Неотчуждаемые и исключительные права

Специфика российского законодательства в области защиты авторских прав предполагает выделение, таким образом, нескольких обособленных юридических категорий, касающихся охраны интеллектуальной собственности. Базовыми считаются две — право авторства, относимое к типу неотчуждаемых, а также исключительные права. Таким образом, любое произведение или продукт интеллектуального труда характеризуются двумя аспектами авторского права.

Если говорить о неотчуждаемых правах (как правило, это собственно авторство), то они не подлежат продаже, передаче или иному способу отказа автора от своей принадлежности к процессу создания произведения. То есть талантливый человек, создавший некий продукт, остается его автором в любом случае. Нельзя заключить никакого договора, по которому кто-то другой бы приобретал право авторства.

Вместе с тем, владея произведением в категории неотчуждаемого права, человек может не обладать исключительным

А это важно с точки зрения, к примеру, коммерциализации продукта. То есть именно исключительное право дает возможность получать вознаграждение, скажем, за продажу копий произведения или за трансляцию его в эфире

В свою очередь, оно может быть предметом договорных отношений: автор может продать его другому человеку или организации. Однако даже по факту этой сделки он останется обладателем неотчуждаемых прав.

Таким образом, природа интеллектуальной собственности, в соответствии с российским законодательством, двойственна. С одной стороны, человек обладает неотчуждаемыми правами, с другой же имеет законные основания передавать некоторые из аспектов владения продуктом другим лицам.

Как стать правообладателем

Как говорится, все дороги ведут в Рим. Так и в этом случае — для того чтобы стать правообладателем, существует несколько способов:

  • стать автором, так как автор — это первичный правообладатель. Но тогда понадобятся свежие мысли и новые идеи, которые не у всех людей есть;
  • подписать с автором договор авторского подряда. Его суть заключается в том, что вы нанимаете автора на неких оговорённых условиях, чтобы он создал нечто определённое. В этом случае сам автор останется в тени, а вы получите и результат его интеллектуальной деятельности, и гонорары после обнародования;
  • полностью выкупить у автора авторские права на его творение (отчуждение исключительного права). Для этого подписывается одноимённый договор, в котором обязательно указывается размер вознаграждения автора. В результате факт авторства останется за автором произведения, но распоряжаться им сможете только вы;
  • выкупить часть прав на произведение (тогда вы не сможете распоряжаться этим произведением и придётся считаться с автором). Для этого оформляется лицензионный договор. Лицензия бывает двух видов:
    • исключительная. Тогда вы не сможете заключать другие лицензионные договоры;
    • неисключительная. Вы сможете оформить бесконечное множество лицензий и больше заработать.

Заключение лицензионных договоров на использование объекта права интеллектуальной собственности является очень популярной практикой

Видео: как стать правообладателем

Что такое ТРОИС и для чего он нужен

Таможенные органы РФ считают своей основной задачей прекратить незаконный ввоз и вывоз товаров через границу. Для этого был создан Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который защищает права правообладателя, если тот думает, что при перевозке интеллектуальной собственности через границу могут нарушаться его права. Такой правопреемник может подать в Государственный таможенный комитет РФ заявление о добавлении товаров в группу «риска» ТРОИС (процедура включения в реестр бесплатна). В заявлении должны быть указаны следующие данные:

  • информация о правообладателе, а в случае если заявление подаётся его представителем, также о представителе;
  • информация об объекте интеллектуальной собственности;
  • информация о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию, их вывоз из Российской Федерации или совершение иных действий с которыми во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечёт нарушение его прав (изложить нужно довольно подробно, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары);
  • информация о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

Заявление сопровождается распиской, в которой правообладатель обязуется возместить ущерб, связанный с приостановкой производства товара (не меньше 300 тыс. рублей). А также прилагается документ, подтверждающий права правообладателя на интеллектуальную собственность.

При добавлении в реестр этот товар перестаёт выпускаться в течение двух лет со дня добавления (этот срок может быть продлён по заявлению правообладателя). Если на таможне обнаруживаются товары, выпуск которых нарушает права правообладателя, их производство приостанавливается на 10 рабочих дней.

Автор

Согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ,

При этом к результатам интеллектуальной деятельности (РИД) согласно ст. 1225 ГК РФ относятся, в том числе: произведения литературы, науки и искусства (среди которых и программы для ЭВМ, охраняемые как литературные произведения), фонограммы, исполнения, изобретения и т. д.

В том же пункте указывается, что не являются авторами результата интеллектуальной деятельности лица, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата: материальные спонсоры, начальники, менеджеры и разного рода помощники.

Стоит акцентировать внимание на то, что автором указан именно гражданин. Автором в современном законодательстве РФ признаётся только физическое лицо

А поскольку право авторства неотчуждаемо и непередаваемо в силу п. 1 ст. 1265 ГК РФ, и отказ от него ничтожен, то юридическое лицо автором быть не может в принципе.

В силу п. 3 той же статьи:

Это значит, что автор и есть первоначальный правообладатель. В силу факта создания РИД автор приобретает комплекс авторских прав на него (исключительное право, личные неимущественные и иные права). При этом автор может передать право как после создания произведения (по договору отчуждения исключительного права), так и заключить договор до его фактического создания, по которому автор обязуется и создать произведение, и передать права на него (например, по договору авторского заказа).

В случае, если автор самостоятельно создаёт произведение, то в момент его создания и до отчуждения исключительного права (если такое произойдёт) получается, что автор и правообладатель являются одним и тем же лицом. Впоследствии автор может по своему усмотрению передать «титул правообладателя» другому лицу, например, по договору отчуждения исключительного права.

Схематично это можно изобразить следующим образом:

Обратите внимание на то, что блок «автор» самый большой по размеру, потому что во всей этой схеме главный именно автор. Без него ничего этого не было бы: не был бы создан результат интеллектуальной деятельности, и не возник бы комплекс прав, включая исключительное право

Автор, являясь первоначальным правообладателем, с точки зрения закона (не рассматривая иные факторы) свободен в своей воле распоряжаться исключительным правом как угодно.

Примечание:

Существует мнение, что в случае создания служебного произведения, исключительное право возникает у работодателя.

С этим сложно согласиться, поскольку в актуальной на момент написания данных строк редакции п. 2 ст. 1295 ГК РФ, посвящённой служебным произведениям, указано следующее:

Следует напомнить, что, п. 3 ст. 1228 указывает, что исключительное право первоначально возникает у автора.

Совершенно очевидно, что термины «возникает» и «принадлежит» имеют совершенно разный смысл. Слово «возникает» определённо относится к появлению, возникновению права, в то время как термин «принадлежит» соответственно указывает лишь на обладание правом определённым лицом и никоим образом не содержит смысловой нагрузки относительно возникновения права.

Потому тезис о том, что исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя представляется крайне спорным.

Исключения

О них говорится в 6 пункте 1259 статьи ГК. К объектам авторского права не относят:

  • Официальные документы. Речь о законах, судебных постановлениях, административных актах и их переводах.
  • Госсимволы и знаки (ордена, гербы, флаги, банкноты и пр.).
  • Информационные сообщения о событиях и фактах.

Не распространяется авторское право на методы, системы, идеи, процессы, принципы, концепции, открытия. Это положение имеет особое практическое значение. В соответствии с ним, объектом авторского права являются элементы формы, а не содержания произведения. К примеру, в рассказе к числу первых относят последовательность изложения, художественные образы, язык. Элементами содержания, в свою очередь, являются сюжет, тема и пр. Следовательно, создатель рассказа на них не приобретает авторского права. Другие субъекты могут использовать такую же тему или сюжет и написать свое литературное произведение. Оно не будет считаться производным.

Кто является правообладателем

Правообладатель — это физическое или юридическое лицо, которому вы передали право на использование своего произведения, условно согласившись на его распространение. Писателям, например, жизненно необходима работа с правообладателем, которым в этом случае является издательство. Посудите сами, писателю нужно опубликовать книгу, но навыков в её оформлении, наборе, работе с печатниками у него нет. Для этого он идёт в издательство и предлагает свою рукопись для опубликования. То есть правообладатель проводит ту работу над произведением, которую сам автор сделать не в состоянии, и получает прибыль от его распространения.

Быть правообладателем выгодно по многим причинам. Во-первых, маленькое произведение одного автора, выкупленное правообладателем, может стать частью чего-то большего. Например, некая крупная компания заметила, что малоизвестный программист написал важную программу, которая могла бы стать очень ценной и принести этой компании крупный доход. Так как программист малоизвестен, и программу у него вряд ли кто-то купит, компания предлагает ему небольшую сумму за его код. И он соглашается. Вскоре программисту становится известно о росте и успехах компании благодаря его программе, и все забыли о том, что именно ему эта организация обязана своими достижениями.

Бывают ситуации, когда правообладатель становится известнее автора

Во-вторых, приобретённая интеллектуальная собственность может составить большую часть активов вашей компании, сделать её более ценной и инвестиционно привлекательной. В-третьих, становясь правообладателем, вы получаете государственную защиту от нелегального использования объекта авторских прав (попросту — «пиратства»).

Пиратство — это, наверное, самая большая проблема правообладателя. Нелегальное копирование и распространение наносит большой ущерб как кошельку, так и репутации. Однако в каждой тёмной комнате найдётся лучик света — законодательством РФ предусмотрены штрафы и возмещение нанесённого вреда. К примеру, компенсация за каждый случай нарушения авторских прав может составлять от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Уголовное преследование пиратов является наиболее эффективным средством борьбы с нарушением авторских прав

Дополнительно

После истечения срока действия авторских прав произведения становятся общественным достоянием. Это означает, что любой субъект может использовать их по своему усмотрению в рамках закона. Произведения, никогда не находившиеся под защитой на территории РФ, также признаются общественным достоянием.

Использование таких объектов осуществляется без отчисления авторского вознаграждения. Вместе с тем пользователи должны соблюдать права на имя и неприкосновенность произведений. Объекты, признанные народным достоянием, но необнародованные, могут быть опубликованы любым лицом. Исключения составляют случаи, когда эти действия противоречат воле создателя, выраженной в письменном виде. К примеру, автор может установить запрет в завещании, дневниках, мемуарах, письмах и пр.

Законодательство допускает переход исключительных прав по наследству.

Объекты и субъекты авторского права

Допустим, писатель написал роман и подписал с кинематографической компанией договор, разрешающий использование в новом фильме сюжета этой книги. Тогда обе стороны (писатель и создатели кино) будут субъектами права интеллектуальной собственности. Писатель (автор, исполнитель, изобретатель) называется творцом. Кинокомпания и другие лица, заинтересованные в извлечении выгоды из собственности автора и заключившие с ним договор, называются правообладателями. Объектом авторских правоотношений является право на произведение (картину, статью, фильм и т. д.). В рассмотренном случае это будет право на заимствование сюжета книги.

Объекты авторского права

К объектам авторского права главным образом относятся:

  • литературные, драматические и музыкально-драматические произведения;
  • музыкальные творения с текстом или без него;
  • произведения декоративно-прикладного и сценического искусства;
  • труды архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • программы для ЭВМ, игры, прошивки, операционные системы;
  • аудиовизуальные произведения всех существующих жанров (кинофильмы, видео, телепередачи);
  • произведения живописи, традиционной и современной скульптуры, компьютерной графики и дизайна;
  • комиксы и графические романы;
  • фотографические произведения и сходные с ними объекты искусства, полученные физико-химическими способами;
  • географические, геологические и другие карты, планы, схемы, чертежи, эскизы;
  • сборники и «производные произведения» (тесты, аннотации и т. д. — объекты смежных прав).

Стоит учитывать, что объектами авторского права не являются официальные документы, официальные символы (внесённые в так называемые перечни стандартных символов ANSI и ASCII), фольклор и сообщения о фактах.

Субъекты авторского права

Авторы являются главными субъектами авторских прав. То есть любое физическое лицо, трудом которого было создано произведение. Автор получает права на своё произведение сразу после того, как оно становится материальным (настолько, чтобы его смогли воспринимать другие лица).

Если в создании произведения участвовало несколько физических лиц, то такое произведение создано в соавторстве и принадлежит одновременно всем соавторам

Причём неважно, создавались все составляющие произведения коллективно, или же каждая часть обязана своим существованием какому-то конкретному лицу. Условием для возникновения соавторства является договорённость о сотрудничестве между всеми авторами, принимающими участие в проекте

Соглашение между авторами — обязательный элемент соавторства

И, наконец, отдельное место в списке субъектов авторских прав занимают правопреемники (правообладатели).

Автор и изготовитель

В российском законодательстве предусмотрено, как мы уже отметили выше, двойственная природа реализации авторских прав — в форме неотчуждаемых и исключительных. На практике это может реализовываться в самых разных вариантах правоотношений. Достаточно распространенный сценарий — когда обладатель неотчуждаемого права — автор, а исключительного — субъект, статус которого звучит как «изготовитель».

То есть это тот субъект правоотношений, который, скажем, ознакомившись с интересной песней, сочиненной автором, решает ее обнародовать в виде сингла на радио. То есть, скорее всего, это профессиональная студия звукозаписи. Таким образом, неотчуждаемые права могут коррелировать с личностью автора, исключительные — принадлежать изготовителю.

Сфера действия

Охрана произведений зависит не только от их объективной формы и творческого характера, но и от гражданства создателей, места нахождения и обнародования объектов. Для уяснения этого вопроса обратимся к законодательству.

В соответствии с 1256 статьей ГК, авторское право действует в отношении всех произведений, как обнародованных, так и нет, находящихся на территории России в какой-либо объективной форме. Гражданство создателей и их преемников значения при этом не имеет.

На практике такое понятие как «международное авторское право» не используется. На объекты, находящиеся за рубежом, авторство признается за гражданами РФ и их преемниками. Если создателями являются иностранцы, то основания для приобретения прав закрепляются в международных соглашениях. Россия является участником нескольких двусторонних договоров о взаимной защите авторского права, охране интеллектуальной собственности с Австрией, Китаем, Венгрией, Арменией, Швецией и рядом других государств.

Автор, соавтор и правообладатель – правовые определения

Для начала следует понимать, что с точки зрения закона:

  • автор, соавтор и правообладатель – это неидентичные понятия;
  • автор изначально является правообладателем;
  • автором, соавтором и правообладателем может быть человек в одном лице (например, если автор написал статью в соавторстве с другим человеком, то помимо автора, он будет и соавтором, и правообладателем одновременно).

А теперь давайте рассмотрим, что означает каждое из вышеназванных понятий в отдельности.

Обратите внимание, что необязательно указывать авторство только на оригинале произведения или его экземпляре. Также допустимо использовать другие способы, идентифицирующие как произведение, так и автора или правообладателя

Это важно, например, при доведении произведения до всеобщего сведения через интернет

Более подробно про «соавторство» мы будем писать чуть ниже, а здесь стоит лишь выделить, что деятельность, осуществляемая двумя и более авторами, должна быть совместной. То есть соавторы должны иметь между собой соглашение о создании конкретного произведения.

Интересно отметить, что в русском языке приставка «со-» означает некую «общность, взаимосвязь, совместность».

Другими словами, правообладателем может быть:

Надеемся, что теперь вам стало более понятным, что представляет собой каждое из перечисленных определений. Теперь давайте перейдем непосредственно к соавторству.

Соавторство: как нам это трактует закон?

Выше мы уже упомянули статью в законе, где говорится о соавторстве (соавторах), обратимся к ней еще раз. Не будем повторяться, а ответим лишь на вопрос: что же считать «совместным творческим трудом»?

Для того чтобы труд считался «совместным», необходимо наличие устного либо письменного соглашения между соавторами (второе, с юридической точки зрения, предпочтительнее). При этом необязательно, чтобы соавторы создавали произведение в одно и то же время и находились в одном и том же месте, достаточно договоренности (соглашения) о создании произведения.

В противном случае (при отсутствии такого соглашения) соавторство не возникает. Так, например, авторы, написавшие статьи для одного и того же сборника, но при этом не имеющие соглашения друг с другом, не будут считаться соавторами, поскольку они создавали произведения независимо друг от друга (без соглашения). Не будет соавторством также случай, когда одно произведение создано на основе уже имеющегося другого. Например, когда мелодия написана к уже давно существующим стихам.

Напротив, когда авторы договорились о создании произведения и создают это произведение совместно, это будет признаваться соавторством. Здесь в качестве примера можно привести такой вариант соавторства, как интервью. Если интервьюер, помимо каких-то «дежурных» вопросов, выражает свои мысли в форме предложений и абзацев относительно заданной в интервью темы, придавая произведению авторскую «форму», он будет соавтором произведения, так как вносит в произведение и свой творческий вклад.

Виды соавторства: «делимое» и «неделимое»

Соавторство бывает «делимым» и «неделимым».

Интервью, которое приводилось в пример чуть выше, тоже относится к «неделимому» соавторству, поскольку также является произведением, представляющим собой неразрывное целое.

Чтобы было более наглядно, давайте рассмотрим особенности обоих видов соавторства в форме сравнительной таблицы.

Общие сведения

Итак, что такое авторское право в объективном смысле? Оно представляет собой комплекс гражданско-правовых норм, регламентирующих отношения по признанию принадлежности и охране произведений науки, искусства, литературы, определению режима использования объектов.

Что такое авторское право в субъективном смысле? Это юридические возможности создателя объекта по его использованию. Законодательство устанавливает ряд условий, при которых авторство распространяется на произведение или разработку. В первую очередь, объект должен являться результатом творческого труда. Во-вторых, понятие авторского права применяется только к тем продуктам интеллектуальной деятельности, которые существуют в объективной форме.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий