Поиск

Как происходит процедура санации при банкротстве

Значение санации в экономике

Экономическая санация (или санирование), направленная на восстановление финансового положения компании, осуществляется за счет крупных банковских организаций, государства или заинтересованных частных инвесторов. Санационные меры предполагают следующие мероприятия:

  • сокращение персонала компании и повышение эффективности оставшихся сотрудников;
  • структурная реорганизация предприятия (в том числе – упразднение лишних с точки зрения рационального подхода структурных звеньев);
  • изучение предлагаемых компанией услуг и продуктов и при необходимости – изменение ассортимента или стоимости отдельных позиций;
  • при наличии больших кредитов – их реструктуризация.

Иногда в рамках санации неблагополучной организации могут быть предложены льготные займы и субсидии. В случае, если помощь предлагает государство – санации могут завершиться национализацией предприятия. В любом случае, меры санации в первую очередь всегда направлены на то, чтобы предприятие не обанкротилось и могло восстановить платежеспособность.

Обычно такие радикальные меры вводятся еще до запуска процедуры банкротства, при этом инициатором санаций может стать как само предприятие, та и внешние организации, имеющие прямое или косвенное отношение к компании. Но окончательное решение о начале проведения мер санирования принимает арбитражный суд, который рассматривает требования, выдвигаемые кредиторами к предприятию-должнику.

Уровни оказания финансовой поддержки

При установленном порядке для предоставления финансовой поддержки путем кредитования распределение ресурсов происходит на двух возможных уровнях, которые называются централизованный и децентрализованный.

Централизованный уровень финансовых отношений – это такой уровень, который отображает финансовые отношения между государством, которое представляет Центральный банк Российской Федерации и коммерческими банками, с целью получения вторыми исходя из проведенного конкурса централизованного кредитного ресурса для того, чтобы в дальнейшем предоставить эти ресурсы для производственных структур, нуждающихся в кредитной поддержке.

Децентрализованный уровень – это вид отношений между коммерческим банком и предприятием, которое имеет право на то, чтобы получить кредитную поддержку, в согласии с понятиями по предоставлению финансов с целью кредитования санирования и реструктуризации. Вышеупомянутые виды отношения основываются на общих принятых принципах проведения кредитования. А значит приходим к выводу: прямых финансовых отношений между государством и компанией нет, так что целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы предоставить конкретную финансовую поддержку конкретному субъекту хозяйствования на уровне санирования органами самоуправления. Это должно входить в область компетенции соответствующего банка, потому что именно он берет на себя полную ответственность перед государственными органами за целевые использования тех кредитных ресурсов, которые были предоставлены, и за порядок их своевременного погашения.

Правда механизм, который был рассмотрен совсем себя не оправдал. Проблема его применения связана с тем, что процентные ставки по использованию такого кредита очень высокие (некоторые компании, которым нужна была помощь подобного рода сами отказались от нее), а также с тем, что у многих из субъектов хозяйствования не было достаточного кредитного обеспечения, что является причиной отказа банков в предоставлении этим предприятиям и компаниям финансовой помощи.

Один из способов оказания государством финансовой помощи предприятиям – это санация в виде выкупа (полностью или частично) государством акций предприятий-должников. Выступая санатором, государство руководствуется в первую очередь тем, насколько эффективно и целесообразно поддерживать эти компании. В том случае, если государство решит принять участие в капитале, его нельзя рассматривать в качестве обычного акционера, потому что прибыль по монополии, как и прибыль вообще, никогда не стоит на первом месте в списке задач действий задач государства. Наиважнейшей целью государства в данном случае является желание содействовать восстановлению ликвидности и гарантия по жизнеспособности предприятия. Самая большая часть государственных секторов таких стран, как Германия, США, Швеция и многие другие были сформированы именно благодаря бывшим частным предприятиям, которые в свое время остались на грани банкротства. Как уже было отмечено, одним из самых главных причин частичного доступа предприятий, которые оказались на грани банкротства к тем ресурсам, которые полагаются им по кредиту, является недоступность для предприятия кредитных обеспечений.

Возможность выйти на финансовые рынки в таких случаях может быть только через получение санационных дотаций в виде государственной гарантии или поручительства (что является обязательством государства по осуществлению погашения долга данной компании, если оно окажется несостоятельным для выполнения условий своих кредитных договоров).

От экономической политики государства зависит то, можно ли будет использовать санационную поддержку фискального характера (как то списание или реструктуризация налогового обязательства, налогового кредитования, предоставления целевой налоговой льготы компании, которая непосредственно подлежит санации) или фискальных уступок в адрес основных кредиторов таких предприятий, чтобы активизировать их участие в процессе санирования

При этом крайне важно строго контролировать систему санкций, когда нарушаются сроки погашения реструктуризированных задолженностей

Использование любого из вышеупомянутых методов государственного санирования или реструктуризаций зависит от того, каковы конкретные характеристики предприятия или компании, его значения в регионе и народном хозяйстве.

Мы обсудили, что такое санация предприятия: банкротство, досудебная санация, экспертный анализ, чистая санация, уровни оказания финансовой поддержки. Оставляйте свои комментарии и дополнения к материалу.

Возбуждение производства по делу о банкротстве

Центральным нормативно-правовым актом в сфере банкротства является Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992 № 2343-XII, в редакции Закона Украины от 30.06.99 № 784-XIV (в дальнейшем — Закон, Закон о банкротстве).

Согласно Закону о банкротстве существует несколько судебных процедур банкротства, среди которых:

  • распоряжение имуществом должника;
  • мировое соглашение;
  • санация (восстановление платежеспособности) должника;
  • ликвидация банкрота.

Возбудить дело о банкротстве имеет право кредитор, размер бесспорных денежных требований которого к должнику, обязательно субъекту предпринимательской деятельности, составляет сумму, не менее чем триста минимальных размеров заработных плат и которые не погашены на протяжении трех месяцев.

Размер денежных требований к должнику рассчитывается исходя из размера минимальной заработной платы, которая установлена и действует на момент подачи заявления о признании должника банкротом Хозяйственному суду. Если на момент подачи заявления задолженность меньше трехсот заработных плат, выходом из этой ситуации может быть объединение с другими кредиторами должника с целью преодоления указанного барьера.

Относительно бесспорности денежных требований. С момента вынесения Верховным судом Украины Постановления Пленума № 15 от 18.12.2009 г., трехмесячный срок начинают отсчитывать с момента, когда обязательство должно было быть выполнено согласно требованиям закона или договора

При возбуждении производства по делу о банкротстве суд уделяет особое внимание бесспорности денежных требований

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены некоторые случаи, при которых возникает обязанность должника самостоятельно обратиться в Хозяйственный суд с заявлением о возбуждении относительно него дела о банкротстве. На практике, действенным является случай, когда в процедуре ликвидации не в связи с банкротством возникает проблема недостаточности активов для погашения требований всех кредиторов. Порядок реализации обязанности должника инициировать дело о банкротстве по другим обстоятельствам не достаточно урегулирован законодательно.

Можно сказать, что указанная обязанность реализуется в интересах должника. Почему в интересах? Потому, что суд, принимая заявление от должника, открывает именно ликвидационную процедуру, минуя общий порядок — процедуру распоряжения имуществом, что значительно экономит время для должника, относительно которого нет целей восстановления платежеспособности.

Некоторые особенности процедуры банкротства, выявления кредиторов и лиц, желающих принять участие в оздоровлении предприятия.

Банкротство — неприятная процедура для любого предприятия. Правда, бывают исключения. Ведь во время производства по делу о банкротстве часто осуществляется система мероприятий с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение требований кредиторов.

Как сообщила юрист ЮФ «Юрвнешсервис» Ирина Козаченко, на практике зачастую происходит смена собственника предприятия-должника под прикрытием санации, хотя это не худший вариант по сравнению с признанием предприятия-должника банкротом и его ликвидацией.

Напомним, что согласно Закону о банкротстве  с целью выявления всех кредиторов и лиц, которые выразили желание принять участие в санации должника, судья в подготовительном заседании выносит решение, которым обязывает заявителя подать в официальные печатные органы (газеты «Голос України», «Урядовий кур’єр») в десятидневный срок объявление о возбуждении дела о банкротстве. Поэтому любой кредитор может узнать о том, что возбуждено дело о банкротстве его должника. И должник это скрыть не может.

Заявление о признании кредитором подается в месячный срок с даты публикации такого объявления. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие задолженность перед кредитором, доказательства оплаты госпошлины (если кредитор не освобожден от такой оплаты), доказательства оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса, а также доказательства отправки такого заявления должнику и арбитражному управляющему.

Следует обратить внимание, что месячный срок является пресекательным, восстановлению не подлежит. «Как один из вариантов отслеживания возбуждения дела о банкротстве могу предложить пользоваться базой судебных решений

Зная наименование должника и суд, в котором может рассматриваться дело о банкротстве этого должника, можно отследить дату возбуждения дела о банкротстве. Возбуждение дела о банкротстве — это еще не публикация объявления, но повод постоянно отслеживать официальные печатные издания, дабы не пропустить пресекательный месячный срок для подачи заявления о признании кредитором», — рекомендует Ирина Козаченко.

В связи с кризисом в Украине стала популярной новая профессия — так называемые кризис-менеджеры, обещающие предприятиям на высшем уровне провести процедуру санации. Но вот Законом о банкротстве четко предусмотрено, кто может быть управляющим санацией. Это физическое лицо, которое имеет лицензию, выданную в установленном законодательством порядке, и действует на основании постановления хозяйственного суда (за исключением, предусмотренным ст. 53 Закона, когда управляющим санацией может быть назначен руководитель должника). Поэтому у суда отсутствуют правовые основания назначать кризис-менеджера руководителем санации должника, объяснила г-жа Козаченко. И здесь не может идти речь о доверии либо недоверии этим лицам, они просто не имеют законных оснований для ведения процедуры санации должника.

В чем заключается финансовый анализ, проводимый до начала санации

Специально созданная комиссия анализирует финансовое и хозяйственное состояние должника с учетом основных показателей его деятельности, имущественного состояния. По показателям бухгалтерского баланса проводится расчет общей стоимости имущества, размера оборотных активов, а также собственных и заемных средств, вложенных в имущество.

Изучаются показатели ликвидности и платежеспособности, сложившиеся на начало и на конец отчетного периода, выполняется раскрытие задолженности (дебиторской, кредиторской) по времени возникновения, размерам, очередности выплат, поставщикам. Анализируются отношения со значимыми поставщиками, степень вероятность поддержки последними реструктуризации и готовности к сотрудничеству.

Выявляется уровень имеющихся ликвидных активов и степень их достаточности/недостаточности для удовлетворения в оговоренный договорами срок предъявляемых кредиторами требований, обязательств перед бюджетом.

С целью определения основных показателей ликвидности определяются остатки средств на счетах должника (расчетном, текущем валютном, специальном, аккредитивов) и размер задолженности по банковским и иным займам.

Анализируются виды затрат, учитываемых в себестоимости производимого изделия, включая не связанные с производственно-хозяйственной деятельностью, для выявления возможности их последующего использования, сдачи в аренду или продажи. Определяется фактическое наличие сырья, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, топлива, иных видов товарных и материальных ценностей, не относящихся к процессу производства.

Итог. На основании информации, полученной при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, членами комиссии подготавливаются выводы и предложения по формам и способам ведения санации компании, финансовым и материально-техническим источникам ресурсов для реализации проектов.

Формы и способы санации

Основной способ досудебной санации описан в и заключается в получении финансовой помощи от кредиторов, учредителей или иных лиц на определенных условиях. По сути, санация является аналогом мирового соглашения, заключенного до возбуждения дела о банкротстве.

Условия финансовой помощи определяются проектом санации. Как правило, средства предоставляются другим юридическим лицом в обмен на часть активов или в долг под проценты. Предоставившее финансовую помощь лицо называется санатором, между ним и представителем должника заключается соглашение на основе утвержденного проекта санации.

Распространены следующие способы восстановления платежеспособности компании банкрота:

  • преобразование;
  • разделение;
  • присоединение.

Преобразование

Преобразование компании предполагает принятие радикальных мер по восстановлению платежеспособности компании.

К мерам по восстановлению платежеспособности компании могут относиться диверсификация производства или обновление материальной или технологической базы с использованием средств, предоставленных санатором, или изменение организационно-правовой структуры компании должника для улучшения структуры капитала.

Также преобразование может проводиться в форме замещения активов аналогично данной процедуре в рамках внешнего управления, когда активы компании передаются в собственность вновь созданного акционерного общества для последующей продажи акций и повышения таким образом капитализации дочерней фирмы.

Разделение

Разделение практикуется для многопрофильных компаний должников и представляет собой создание нескольких юридических лиц, каждый из которых принимает на себя часть обязательств материнской компании вместе с сектором деятельности. Профильные активы обычно остаются в компании, а непрофильные переводятся на дочерние ОАО с последующей их продажей. Такой подход позволяет избежать банкротства и избавиться от нерентабельных активов.

Присоединение (слияние)

Присоединение (или слияние) – это способ санации, при котором должник поглощается более крупной финансово устойчивой компанией (санатором), руководство которой готово погасить претензии кредиторов должника в обмен на получение его активов.

Присоединение является одним из вариантов продажи предприятия, но в отличие от реализации активов при конкурсном производстве фирма должника сохраняет свою целостность, трудовой коллектив и функциональность, а реабилитация производства и выход на высокие прибыли позволят быстро окупить затраты на погашение долгов.

Существуют три варианта присоединения:

  • горизонтальное;
  • вертикальное;
  • конгломератное.

При горизонтальном присоединении фирму должника поглощает компания того же профиля деятельности, например, когда крупный девелопер поглощает мелкую банкротящуюся строительную фирму. Горизонтальное присоединение выгодно для компаний-санаторов, желающих расширить производство и уставной капитал.

Вертикальное присоединение предполагает слияние фирм разных, но взаимосвязанных отраслей, например, когда металлургический комбинат присоединяет банкротящуюся горно-обогатительную компанию. Данный метод позволяет санатору уменьшить зависимость от поставщиков.

Конгломератное присоединение предполагает сложную схему взаимодействия фирмы должника и компании санатора, конечным результатом такого присоединения является диверсификация производства в компании санатора вместе с частичной продажей низколиквидных и нерентабельных активов.

Процедура банкротства: долгая дорога в дюнах

Довольно часто заинтересованные лица могут «затягивать» процедуру банкротства. В частности, ч. 7 ст. 13 Закона о банкротстве действительно говорит нам о том, что распорядитель имущества должника назначается на срок не более 6 месяцев. Этот срок может быть сокращен или пролонгирован судом на основании ходатайства комитета кредиторов, самого распорядителя имуществом или же собственника должника. Данная норма говорит о сроке, на который назначается распорядитель имущества, но не о самой процедуре распоряжения имуществом должника. Пользуясь не совсем четкой формулировкой этой статьи, субъекты, имеющие соответствующее право, могут подать ходатайство о назначении нового распорядителя имущества, срок полномочий которого в соответствии с этой нормой не может превышать 6 месяцев, рассказала Ирина Козаченко.

К сожалению, имеет место и то, что обжалование в апелляционном либо кассационном порядке определений хозяйственного суда в подобных делах либо непубликация сообщений о начавшемся производстве по делу затягивает процедуру банкротства

На сегодняшний день есть Рекомендации Высшего хозяйственного суда Украины от 04.06.2004 № 04-5/1193 «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» , которыми обращается внимание судов на то, что в соответствии с ч. 13 ст

11 Закона хозяйственному суду предоставлено право оставить без рассмотрения заявление о возбуждении производства по делу о банкротстве, если заявителем не выполнены требования постановления хозяйственного суда относительно публикации объявления о возбуждении производства по делу о банкротстве в десятидневный срок.
Суд может оставить заявление о возбуждении производства по делу без рассмотрения только в случае, если он убедился в том, что заявителем в течение десяти дней со дня вынесения решения не подано объявление официальным печатным органам. Для этого суд может обязать кредитора предоставить в определенный срок доказательства представления объявления в редакцию официального печатного органа. Хотя в приведенном случае оставления без рассмотрения заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве является правом, а не обязанностью хозяйственного суда, судам следует контролировать выполнение заявителем требований постановления об осуществлении публикации. Однако, как отмечает г-жа Козаченко, рекомендации являются только рекомендациями и суды далеко не всегда контролируют сроки публикации объявления о возбуждении дела о банкротстве.

Следует отметить, что 27.10.2009 в ВР Украины зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования процедур банкротства» . Указанным законопроектом предлагается внести изменения в ст. 13 Закона о банкротстве, а именно: процедура распоряжения имуществом должника вводится на срок до 12 месяцев. То есть речь уже идет о процедуре распоряжения, а не о сроке полномочий распорядителя имущества, как это зафиксировано в Законе на сегодняшний день.

Также важным позитивным моментом вышеуказанного законопроекта Ирина Козаченко считает предложение внести изменение в ст. 40 Закона о банкротстве, которое заключается в следующем: хозяйственный суд прекращает производство в деле о банкротстве в случае неподачи в месячный срок кредитором, по заявлению которого возбуждено производство по делу о банкротстве, доказательств обнародования сообщения о возбуждении производства по делу о банкротстве. В данном случае прекращение производства по делу является обязанностью суда, а не его правом.
Но в то же время законопроект содержит и другое изменение в сторону увеличения сроков процедуры банкротства: если в действующем Законе максимальный срок санации составляет 12 месяцев, то законопроект предлагает его увеличить до 18 месяцев. Учитывая то, что законопроект только зарегистрирован в парламенте, о сроках его рассмотрения, а тем более о сроках вступления его в силу, говорить пока не приходится.

Что такое санация банка?

Под санацией подразумевается процедура по так называемой чистке или оздоровлению банка. Это касается в основном небольших кредитно-финансовых организаций, которым грозит банкротство, активы становятся нерентабельными.

Чтобы предотвратить такую ситуацию, сберечь все активы и управленческие структуры банку дается время на поправку подобного неблагополучного финансового состояния, когда в противном случае он может просто лишиться лицензии и поступления денежных вкладов по страхованию, в частности от инвесторов.

Клиентам же такого банка ничего не грозит, и денежные вклады останутся в сохранности в размере до 1 400 000 руб, если они застрахованы. При этом, конечно, забрать всю сумму сразу наличными в случае необходимости и в любое время будет невозможно. Предлагаем к прочтению другую статью о банке Югра, их проблемах на сегодня, рейтинг, здесь.

Функции конкурсного управляющего

В большинстве случаев все процедуры и конкурсное производство при банкротстве юридического лица осуществляется одним внешним специалистом. Такой конкурсный управляющий становится связующим звеном между арбитражным судом, всеми кредиторами и убыточным объектом, выполняя множество важных задач:

  • Проведение постоянного мониторинга финансового состояния, поиск скрытых резервов;
  • Соблюдение прав кредиторов при ликвидации;
  • Обеспечение сохранности всего имущества должника;
  • Уведомление персонала о возможности сокращения и надзор за законностью его проведения;
  • Внесение в специальный реестр сведений о банкротстве юридического лица;
  • Работа с третьими лицами по возврату долгов убыточному предприятию;
  • Организация собраний кредиторов, предоставление необходимой информации о состоянии дел.

В настоящее время должность такого внешнего управляющего еще находится на стадии формирования и по-настоящему опытных специалистов недостаточно для ведения всех арбитражных дел. Его обязанности подробно расписаны в законе «О банкротстве», а сумма вознаграждения за работу оплачивается юридическим лицом-банкротом на банковский счет самоуправляющей арбитражной организации.

Как осуществляется подбор санатора

Подбор санатора осуществляется по следующим правилам:

  • компания санатора должна иметь достаточный финансовый и экономический потенциал для поглощения фирмы должника;
  • руководители санатора не должны иметь непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
  • в качестве санатора могут выступать учредители должника, кредиторы или заинтересованные третьи лица.

Наличие судимости за экономические преступления само по себе не является законодательным препятствием для участия в санации, но суд может обвинить судимого представителя санатора в умышленном сговоре с представителями фирмы должника, если процесс санации не будет реализован в соответствии с проектом.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий