Поиск

Реабилитация нацизма в уголовном праве: ст 354.1 УК РФ

Кто еще пытался запретить «реабилитацию нацизма»

Принятый Госдумой закон — версия проекта закона, инициатором которого выступил в феврале 2009 г. Сергей Шойгу, который занимал пост главы МЧС. На встрече с ветеранами в музее-панораме «Сталинградская битва» в Волгограде он предложил ввести уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне. Проект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента 6 мая 2009 г. спикером Госдумы Борисом Грызловым и другими членами фракции «Единая Россия».

Во время работы пятого созыва парламента законопроект так и не был рассмотрен. В июне 2013 г. проект документа был вновь внесен на рассмотрение нижней палаты группой авторов, в том числе главой комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. В феврале 2014 г. была представлена его новая редакция.

В заключении, подписанном вице-премьером, руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько, указывается, что документ требует существенной доработки, поскольку его формулировки могут привести к неоднозначному толкованию в правоприменительной практике. «Так, в наименовании статьи используется термин «реабилитация» в значении, не соответствующем его легальному определению, поскольку, согласно ст. 5 УПК РФ, под «реабилитацией» понимается восстановление прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию», — говорится в отзыве правительства.

С идеей запрета на «реабилитацию нацизма» выступила также и верхняя палата парламента. 22 апреля 2014 г. группа сенаторов во главе с заместителем председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константином Добрыниным внесла на рассмотрение в Госдуму свой законопроект, в котором под «реабилитацией нацизма» понимается публичное оправдание его идеологии и преступлений. Согласно предложению Добрынина, уголовное наказание должно быть введено за реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников и их пособников. Под реабилитацией сенатор предлагает считать восстановление в правах, присвоение наград нацистским преступникам, публичное оправдание и распространение идеологии нацизма и публичное прославление нацистских преступников. Санкции, предложенные сенатором, совпадают с наказанием за реабилитацию нацизма в законе Яровой.  

Состав правонарушения


Объективную сторону нарушения формируют действия, направленные на любую форму публичного обнародования (воспроизведения) запрещенных нацистских, фашистских, экстремистских символов или обеспечивающие их доступность для ознакомления людьми, включая публикацию в СМИ.

Объективная сторона характеризуется изготовлением любых объектов с изображенной на них незаконной (или сходной с такой) символикой, ее сбыт (продажа и другая форма передачи третьим лицам).

Субъективную сторону определяет умышленность вины.

Поскольку конкретный субъектный состав здесь не устанавливается, то субъектом может выступать:

  • обычный гражданин;
  • организация, предприятие (юридическое лицо);
  • любое должностное лицо.

Правонарушение направлено на безопасность общества и установленный в нем порядок.

Ключевым признаком, определяющим правонарушение, является наличие у лица конкретной цели — обеспечить запрещенную пропаганду. Не могут расцениваться как правонарушения действия граждан, не связанные с намеренной пропагандой указанных символов, связанные с:

  • научными исследованиями;
  • творчеством;
  • необходимостью подготовки материалов для осуждения понятий нацизма, фашизма, экстремизма, или же повествующих о событиях в истории.

В данных случаях не усматриваются признаки пропаганды нацизма как по УК РФ, так и по административному законодательству.

Интересно! Подобные утверждения продиктованы судебной практикой, и не находят четкого отражения в законодательных актах. Причина тому — утрата силы законов, действующих в различных субъектах федерации с момента утверждения административной статьи.

Реабилитация нацизма (Статья 354.1 УК РФ)

1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей Национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо МПТР России, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее 10 дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном указанным Федеральным законом порядке.

Примечание.

Закон г. Москвы от 15.01.1997 N 1 «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 18.09.2002 N 43 «О признании утратившими силу отдельных законов города Москвы в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При истолковании данной статьи КоАП следует учитывать различные варианты перевода названия нацистской партии Германии (Nazionalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei) применительно к данному Федеральному закону и Закону г. Москвы «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы» (см. дефиницию нацистской символики в п. 2 данного комментария). При этом Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в отличие от Закона г. Москвы, базируется на традиционном варианте перевода, введенном в обиход советской научной литературой (ср., например, с современным вариантом перевода НСДАП: Раевский М.В. Немецко-русский словарь сокращений. М., 2000. С. 192).

3. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

Реабилитация нацизма (ст. 354.1 УК РФ)

Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие недопустимость распространения идеологии нацизма.

Нацизм — тоталитарная идеология (доктрина) и практика ее применения гитлеровской Германией, ее союзниками и сателлитами в период с 1933 по 1945 г., связанная с тоталитарными террористическими методами власти, официальной градацией всех наций по степени полноценности, пропагандой превосходства одних наций над другими, сопровождавшаяся преступлениями против мира, военными преступлениями, преступлениями против человечности, геноцидом, признанными таковыми Международным военным трибуналом для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси .

Объективная сторона преступления выражается: 1) в отрицании фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси; 2) одобрении преступлений, установленных указанным приговором; 3) распространении заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Все указанные действия должны быть совершены публично.

Для правильной квалификации преступления по ст. 354.1 УК РФ необходимо уяснение некоторых терминов, используемых в диспозиции исследуемой уголовно-правовой нормы. В частности, «европейские страны оси» — европейские государства (Германия, Италия), развязавшие Вторую мировую войну в форме агрессии (определение дано в Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООП от 14 декабря 1974 г.) против третьих европейских государств (перечень государств и дат приводится в Обвинительном заключении Нюрнбергского трибунала: против Польши — 1 сентября 1939 г., против Соединенного Королевства и Франции — 3 сентября 1939 г., против Дании и Норвегии — 9 апреля 1940 г., против Бельгии, Нидерландов, Люксембурга — 10 мая 1940 г., против Югославии и Греции — 6 апреля 1941 г., против СССР — 22 июня 1941 г., против США — 11 декабря 1941 г.) .

«Публичность» предполагает распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны в присутствии многих лиц и для них, эти сведения должны быть обращены к большому числу лиц: толпе, собранию, населению региона или страны в устной, письменной или невербальной форме.

Состав сконструирован по типу формального, т.е. для наступления уголовной ответственности не требуется наступления каких-либо последствий.

Субъект общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны может совершаться только с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание законодателя на заведомую ложность распространяемых сведений. И хотя из текста закона вид умысла по отношению к первым двум формам преступного деяния не определен, думается, что они также могут быть совершены только с прямым умыслом.

В ч. 2 ст. 354.1 УК РФ более строгая ответственность устанавливается за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или с использованием СМИ, а равно с искусственным созданием доказательств обвинения. Такой признак как лицо, использующее свое служебное положение, является типовым и был рассмотрен выше. Использование СМИ предполагает распространение информации через СМИ. При этом под СМИ понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Искусственное создание доказательств обвинения означает фальсификацию, имитацию доказательственных фактов, которых на самом деле нет (например, изготовление фальшивых письменных доказательств).

В ч. 3 ст. 354.1 УК РФ устанавливается ответственность за самостоятельный состав преступления — распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий