Поиск

Ответственность за невозвращение культурных ценностей на территорию Российской Федерации

Что такое культурные ценности – примеры

Под ними понимаются материальные и нематериальные объекты и произведения культуры, которые были созданы человеком в результате творческого процесса. Они имеют художественную и имущественную ценность, оказывают эстетическое воздействие на человека, имеют значение для археологии, истории, литературы, искусства, науки.

Это понятие было введено в 1954 году Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей. В юридической науке каждого государства оно трактуется по-своему, но в общем и целом совпадает с приведенным выше.

К культурным ценностям относятся старинные иконы, картины, скульптуры и прочие объекты, которые представляют интерес с эстетической и исторической позиций. Они относятся к категории культурного наследия каждой отдельной страны, то есть к тому, что передается из поколения в поколение потомкам.

Законы и обязанность вывоза и возвращения культурных ценностей на территорию РФ

Этот порядок регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Закон РФ №4804-1 от 15.04.1993 г. (содержит правила по ввозу или вывозу подобных ценных объектов);
  • Приказ Россвязьохранкультуры №117 от 14.03.2008 г. (в нем перечислены те культурные ценности, для вывоза с территории РФ которых требуется наличие специального свидетельства);
  • Указ Президента РФ №155 от 08.02.2011 г. (трактует некоторые вопросы касательно культурных ценностей в РФ);
  • Постановление Правительства РФ №590 от 20.07.2011 г. (регулирует вопросы работы Министерства культуры РФ);
  • ст.3 Закона РФ от 09.10.1992 г. (содержит основы законодательства России о культуре);
  • Постановление Правительства РФ №322 от 27.04.2001 г. (устанавливает процесс осуществления экспертизы и контроля за вывозом подобных предметов).

Это не полный список всех нормативно-правовых актов. Есть еще законодательные акты, утвержденные субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Комментарий к Статье 190 УК РФ

1. Предметом преступления выступают:

1) предметы художественного достояния народов РФ и зарубежных стран. К ним относятся:

а) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

б) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов;

в) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

г) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

д) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

е) произведения декоративно-прикладного искусства;

ж) изделия традиционных народных художественных промыслов и др.;

2) предметы исторического достояния народов РФ и зарубежных стран, которые включают в себя исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

3) предметы археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, т.е. предметы и фрагменты, полученные в результате раскопок.

3. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в иных необходимых случаях.

Он может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и Федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей.

4. Комментируемая статья предусматривает наказание только за невозвращение культурных ценностей, вывезенных на законном основании.

5. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, на который культурные ценности вывозились за пределы Российской Федерации.

6. Субъект преступления — собственник культурных ценностей, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей лицо, должностное лицо или иной представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.

Защита прав

Для того чтобы не было проблем с правоохранительными органами, ввоз и вывоз предметов с соответствующим статусом осуществляется с помощью специального разрешения. Разрешение на вывоз ценных предметов можно получить в Министерстве культуры или у местных органов власти.

При этом обязательно проводиться экспертиза, результаты которой учитываются при выдаче свидетельства. Документ оформляется в двух экземплярах и заверяется печатью органа, который его выдает. При выезде из страны этот документ предоставляется сотрудникам таможни для проверки.

Для проведения экспертизы нужно составить заявление с информацией о владельце, основаниях для появления права собственности на объект, а также описание ценностей. Если речь идет о временном вывозе, в заявлении обязательно указывается причина и срок. Также нужно предоставить соответствующим органам копии документов.

Экспертиза по закону проводится не дольше 30 дней. При необходимости этот срок может быть продлен еще на месяц, но не более. Это нередко требуется, если нужно провести дополнительные исследования или проверить архивы. В разрешении на вывоз может быть отказано, если у заявителя нет для этого прав или причин.

Помимо разрешения физ. лицу нужен список уникальных предметов, провозимых через границу, а также их фотографии. Фото не нужно, если вывозят архивные документы, а также предметы филателии, нумизматики или фалеристики.

При временном вывозе в разрешении обязательно указываются сроки, когда физ. лицу нужно вернуть предметы старины, вывезенные из страны. Все реквизиты разрешения указываются в таможенной декларации. Сотрудник таможни обязан идентифицировать провозимые предметы и разрешить их вывоз.

После возврата предмета, имеющего историческую ценность, также проводится соответствующая экспертиза. У физ. лица есть всего 10 дней для того, чтобы предоставить возвращенные на территорию страны предметы. На основании проведенной экспертизы выдается повторное заключение, в котором указываются сведения о сохранности ценностей, их подлинности и т. д.

Услуги эксперта в обоих случаях являются платными. Сумма зависит от затрат на проведение самой процедуры, материалов, которые нужны для нее, и т. д. Учитывается также необходимость отправки эксперта в командировку. Оплата осуществляется наличными или с помощью безналичного расчета.

УК РФ Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации

Раздел I. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН
Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ

Раздел II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Глава 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Статья 16 УК РФ. Утратила силу

Глава 4. ЛИЦА,
ПОДЛЕЖАЩИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Глава 5. ВИНА

Глава 6.
НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Глава 7.
СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ

Глава 8. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ
ДЕЯНИЯ

Раздел III. НАКАЗАНИЕ
Глава 9. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Статья 52 УК РФ.
Утратила силу

Статья 59 УК РФ. Смертная казнь (В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАПРЕЩЕНА)

Глава
10. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Раздел IV. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ
УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОТ НАКАЗАНИЯ
Глава 11. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 77 УК РФ. Утратила силу

Глава 12.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

Глава 13. АМНИСТИЯ. ПОМИЛОВАНИЕ. СУДИМОСТЬ

Раздел V.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Глава 14. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО
ХАРАКТЕРА

Глава 15.1. КОНФИСКАЦИЯ
ИМУЩЕСТВА

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел VII. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
Глава 16. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

Глава 17.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ

Глава 18. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Глава 19.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Глава 20. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 152 УК РФ. Утратила силу

Раздел VIII.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Глава 21. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Глава 22. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 173 УК РФ. Утратила силу

Статья 182 УК РФ. Утратила силу

Статья 200 УК РФ.
Утратила силу

Глава 23. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В
КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Глава 24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 25. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ
НРАВСТВЕННОСТИ

Глава
26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И
ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Статья 265 УК РФ. Утратила силу

Глава 28.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 31. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ

Глава 32. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА
УПРАВЛЕНИЯ

Раздел XI. ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Глава 33. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Раздел XII.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Глава 34. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Комментарий к статье 190 УК РФ

1. В Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011) и других нормативных актах термины «предметы художественного, исторического и археологического достояния» не используются. Однако под такими предметами принято понимать категории предметов, подпадающих под действие названного Закона (см. ст. 7 указанного Закона).

——————————— Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.

2. Согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» уполномоченный орган государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (в настоящее время — Минкультуры России ) составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие этого Закона. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержден Приказом Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 .

——————————— См.: Указ Президента РФ от 08.02.2011 N 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» (в ред. от 21.05.2012) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 938; 2012. N 22. Ст. 2754; Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (в ред. от 17.09.2012) // СЗ РФ. 2011; N 31. Ст. 4758; N 44. Ст. 6272; 2012. N 6. Ст. 688; N 47. Ст. 2018; N 26. Ст. 3524; N 37. Ст. 5001; N 39. Ст. 5270. БНА. 2008. N 24.

3. По ст. 190 УК может квалифицироваться неисполнение обязанности возвратить на территорию РФ только таких культурных ценностей, которые были временно вывезены за ее пределы на законном основании. Законными основаниями вывоза следует признавать не только формальное соблюдение разрешительной процедуры вывоза культурных ценностей, завершающейся выдачей соответствующего свидетельства, заключением договора. На оценку вывоза как незаконного влияет и то обстоятельство, что лицо, заключая договор, предусматривающий возвращение культурных ценностей в установленный в нем срок, не собирается ценности возвращать. В этом случае лицо использует полученные им документы для незаконного перемещения ценностей через таможенную границу обманными способами, а потому содеянное должно квалифицироваться по ст. 226.1 УК.

4. В ст. 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены субъекты, имеющие право временного вывоза культурных ценностей, и цели вывоза. В ст. 9 этого Закона указано, какие категории культурных ценностей вывозу не подлежат. Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие ст. 9 Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными данным Законом (ст. 17 Закона).

5. Преступление считается оконченным по истечении срока, до наступления которого лицо, получившее разрешение на временный вывоз культурных ценностей, было обязано согласно договору возвратить ценности на территорию РФ (о предмете, субъектах и пр. такого договора см. ст. 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Лицо несет ответственность по комментируемой статье в том случае, если объективные обстоятельства не препятствуют ему выполнить свои обязательства по возврату ценностей в означенный в договоре срок.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. Субъектом преступления является лицо, обязанное в соответствии с вышеназванным договором вернуть ценности в Россию. О лицах, имеющих право вывозить культурные ценности, см. ст. 36 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

8. Если лицо, на котором лежит обязанность возвратить на территорию РФ предметы, названные в комментируемой статье, не являясь собственником временно вывезенного имущества, совершит, находясь за границей, хищение этих предметов, то оно должно нести ответственность и по комментируемой статье, и за преступление против собственности (с учетом ч. 1 ст. 12 УК). Однако если вывоз культурных ценностей за границу по замыслу посягателя был лишь частью объективной стороны хищения, то деяние квалифицируется только как хищение, поскольку действия, являющиеся частью объективной стороны преступления, нельзя расценить как временный вывоз ценностей, совершенный на законных основаниях.

Комментарий к ст. 189 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Общественно опасное деяние может быть выражено одним из следующих действий:

а) незаконный экспорт, т.е. вывоз за пределы России сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации без обязательства об обратном ввозе, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль;

б) передача этих же предметов иностранной организации или ее представителю без их вывоза с территории России;

в) выполнение для иностранной организации или ее представителя как в пределах России, так и за ее пределами работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль;

г) оказание иностранной организации или ее представителю как в пределах России, так и за ее пределами услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ устанавливается:

а) перечень товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется;

б) порядок осуществления экспортного контроля;

в) список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения.

2. Если предмет преступления содержит сведения, составляющие государственную тайну, и передан иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России или если хотя и не является государственной тайной, но передан также для использования в ущерб внешней безопасности России, то ответственность наступает по ст. 275 УК.

3. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, осуществляемый лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе (или работе), при отсутствии признаков государственной измены, квалифицируется по ст. 283 УК.

4. При отграничении ст. 189 от ст

226.1 УК нужно обратить внимание на то, что: а) контрабанда – это не только вывоз, но и незаконный ввоз; б) в предмет контрабанды, в отличие от преступления, предусмотренного ст. 189 УК, не входит научно-техническая информация, работы, услуги; в) суть контрабанды заключается в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, тогда как при незаконном экспорте товаров, перечисленных в ст

189 УК, нарушаются специальные правила экспортного контроля, связанные с квотированием, лицензированием и т.д. Поэтому при контрабандном перемещении товаров, предусмотренных ст. 189 УК, и, соответственно, при отсутствии лицензии на осуществление такой деятельности ответственность должна наступать только по ст. 188 УК.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий