Поиск

Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов

УК РФ Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации

Раздел I. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН
Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ

Раздел II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Глава 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Статья 16 УК РФ. Утратила силу

Глава 4. ЛИЦА,
ПОДЛЕЖАЩИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Глава 5. ВИНА

Глава 6.
НЕОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Глава 7.
СОУЧАСТИЕ В ПРЕСТУПЛЕНИИ

Глава 8. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ
ДЕЯНИЯ

Раздел III. НАКАЗАНИЕ
Глава 9. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Статья 52 УК РФ.
Утратила силу

Статья 59 УК РФ. Смертная казнь (В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАПРЕЩЕНА)

Глава
10. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Раздел IV. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ
УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОТ НАКАЗАНИЯ
Глава 11. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 77 УК РФ. Утратила силу

Глава 12.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ

Глава 13. АМНИСТИЯ. ПОМИЛОВАНИЕ. СУДИМОСТЬ

Раздел V.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Глава 14. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО
ХАРАКТЕРА

Глава 15.1. КОНФИСКАЦИЯ
ИМУЩЕСТВА

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел VII. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
Глава 16. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ

Глава 17.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ

Глава 18. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Глава 19.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Глава 20. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 152 УК РФ. Утратила силу

Раздел VIII.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Глава 21. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Глава 22. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 173 УК РФ. Утратила силу

Статья 182 УК РФ. Утратила силу

Статья 200 УК РФ.
Утратила силу

Глава 23. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ В
КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Глава 24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глава 25. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ
НРАВСТВЕННОСТИ

Глава
26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И
ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Статья 265 УК РФ. Утратила силу

Глава 28.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 31. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ

Глава 32. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА
УПРАВЛЕНИЯ

Раздел XI. ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Глава 33. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Раздел XII.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Глава 34. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Комментарий к Статье 270 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства является безопасность судоходства, факультативным — жизнь, здоровье людей.

2. Потерпевшими от преступления (людьми, терпящими бедствие на море или ином водном пути) являются не только находящиеся в воде, но и на тонущем судне, независимо от того, подают они сигналы о помощи или нет, при условии, если имеется угроза их гибели.

3. Объективная сторона состава преступления выражается в форме бездействия. В частности, неисполнение капитаном обязанности оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, другому судну, его пассажирам и экипажу в случае столкновения судов характеризует объективную сторону коммент. состава преступления.

4. Состав преступления сконструирован как формальный. Преступление окончено (составом) с момента уклонения от оказания помощи.

5. Конструктивным признаком состава преступления является отсутствие при оказании помощи серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Не является основанием для отказа в помощи возможность понести капитаном или владельцем судна материальные убытки (повреждение судна, уничтожение или порча груза и т.п.), если это не отразится на плавучести судна либо не создаст угрозы жизни или здоровью экипажа и пассажиров.

6. Субъект преступного посягательства специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее его обязанности. Судовладелец не несет ответственности за неисполнение капитаном установленных для него обязанностей.

7. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

8. Содеянное относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Комментарий к ст. 271 УК РФ

Объект преступления — общественные отношения, регулирующие установленный порядок международных полетов. Их сущность заключается в обеспечении безопасности использования воздушного пространства, которая представляет собой комплексную характеристику установленного порядка использования воздушного пространства, определяющую его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

В качестве предмета преступления выступают любые летательные аппараты (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты и т.п.), совершающие международные полеты, т.е. пересекающие Государственную границу Российской Федерации и другого государства.

Нарушение правил при осуществлении международных полетов может послужить причиной серьезной авиакатастрофы, международного политического конфликта, в связи с чем представляет общественную опасность и признается уголовно наказуемым.

Объективная сторона преступления выражается в несоблюдении правил международных полетов.

Диспозиция бланкетная. Правила международных полетов устанавливаются законами, ведомственными нормативными актами и международными соглашениями.

В частности, порядок использования воздушного пространства Российской Федерации установлен Воздушным кодексом РФ, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 .

———————————

СЗ РФ. 1999. N 40. Ст. 4861.

В соответствии с указанными документами использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД (единая система организации воздушного движения) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства, с сообщением в органы ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО в соответствии с Правилами.

Разрешение на использование воздушного пространства означает предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами ЕС ОрВД Российской Федерации.

Органами ЕС ОрВД Российской Федерации являются: Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации, Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России, оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Использование воздушного пространства без получения указанного выше разрешения, за исключением случаев, установленных Правилами, запрещается.

Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Нарушение правил международных полетов заключается в несоблюдении указанных в разрешении требований, касающихся маршрута полета (установленной для полетов воздушных судов части воздушного пространства, ограниченной по высоте и ширине; промежуточных и конечного пунктов посадки; воздушного коридора, в пределах которого прокладывается маршрут полета; максимальной и минимальной высоты; сроков перелета и других параметров).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента нарушения хотя бы одного из требований правил международных полетов независимо от наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Комментарий к статье 271.1 УК РФ

1. Объект преступления — законодательно установленный порядок использования воздушного пространства России, под которым понимается пространство над территорией РФ, в том числе над внутренними водами и территориальным морем. В отношении воздушного пространства Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом (ст. 1 Воздушного кодекса РФ).

2. Объективная сторона выражается в использовании воздушного пространства России без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138, установлены разрешительный и уведомительный порядки его использования. В первом случае пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) при наличии разрешения на использование воздушного пространства, выданного главным, зональным или районным центром Единой системы организации воздушного движения РФ.

Разрешение на использование воздушного пространства РФ при выполнении международного полета выдается на основании представленного плана полета и одного из документов, указанных в ст. 120 Федеральных правил (например, международного договора РФ; разрешения, выдаваемого Правительством РФ, на выполнение международных полетов воздушных судов иностранных государств, с которыми Российская Федерация не имеет дипломатических отношений, а также на выполнение международных полетов экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации).

3. Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения. Этот порядок устанавливается в отношении использования воздушного пространства класса G, т.е. верхнего и нижнего воздушного пространства, где не предполагается диспетчерское обслуживание или не осуществляется управление полетами воздушных судов. Пользователи, осуществляющие полеты в воздушном пространстве указанного класса, уведомляют соответствующие органы обеспечения воздушного движения (управления полетами) в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.

По смыслу ст. 271.1 нарушение уведомительного порядка использования воздушного пространства РФ не образует состава рассматриваемого преступления.

Ответственность за столкновения с воздушными судами и материальными объектами в воздухе, с препятствиями при выполнении полетов несет командир воздушного судна по другим статьям УК в зависимости от наступивших последствий.

4. Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека или его смерти. Указанные последствия должны находиться в причинной зависимости с допущенными нарушениями правил использования воздушного пространства.

При отсутствии указанных последствий нарушение использования воздушного пространства образует административно-правовой деликт (ст. 11.4 КоАП РФ).

5

Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности

6. Субъект преступления специальный — пользователь воздушного пространства, под которым понимается лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации).

7. Причинение смерти двум и более лицам охватывается ч. 2 ст. 271.1.

Комментарий к Статье 271 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является порядок выполнения международных полетов воздушными судами.

Международный полет воздушного судна — полет в воздушном пространстве более чем одного государства.

2. Объективная сторона состава преступления выражается в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В общем плане порядок выполнения международных полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ регулируется законодательством РФ (Воздушным кодексом), общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Более конкретные правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, содержатся в Сборниках аэронавигационной информации РФ. Кроме того, правила международных полетов в воздушном пространстве иностранного государства определяются национальным законодательством конкретной страны.

В этой связи необходимо определять: а) какие правила международных полетов действуют в воздушном пространстве над конкретной территорией; б) в чем выразилось их нарушение; в) не является ли это нарушение вынужденным (вследствие аварии, стихийного бедствия, захвата воздушного судна и т.п.).

3. В статье определен лишь примерный перечень нарушений правил международных полетов: несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета либо иное нарушение (не на том типе воздушного судна, вылет из воздушного пространства России либо влет в него с просроченным разрешением и т.п.).

4. Состав преступления по законодательной конструкции формальный. Момент окончания преступления (составом) не связан с наступлением каких-либо материальных последствий.

5. Субъект преступного посягательства специальный. Им может быть член экипажа воздушного судна как работник воздушного транспорта, а также частное лицо. При этом их гражданская принадлежность значения не имеет. Пассажиры воздушных судов, выполняющих международные полеты, ответственности не подлежат.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

7. Деяния, описанные в коммент. статье, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий