Поиск

Штраф за неповиновение сотруднику полиции, игнорирование требования остановиться

Что будет если не остановился по требованию инспектора

С ростом числа машин на дорогах растет и количество дорожных правонарушений. ПДД со временем ужесточаются, число остановок и проверок водителей ежегодно только растет. И поэтому вопрос, что грозит тем, кто не остановится по требованию сотрудника ГИБДД в 2020 г, волнует достаточно многих. Так рассмотрим же его в этой статье.

Примечание! В статье указаны правила ПДД и статьи КоАП РФ, действительные на момент ее написания — 2020 г. В дальнейшем, они могут потерять свою актуальность, поэтому, рекомендуем перед использованием тех или иных пунктов проверять, не утратили ли они силу.

ПДД и штрафы: что год 2020 нам готовит

Итак, ситуация: вы не остановились по требованию гаишника, однако, после непродолжительного преследования все-таки были пойманы. В данном случае имеет место нарушение п. 6.11 ПДД, согласно которому, водитель обязан остановиться в том месте, на которое укажет инспектор.

Нежелательные и опасные последствия

Разумеется, если вы просто пропустили сигнал, т. к, например, совершали трудный маневр, или сам он был подан слишком поздно, никаких тяжелых последствий это не повлечет. Другой разговор, если вы проигнорировали сигнал намеренно и не остановились даже при повторной подаче соответствующего сигнала.

Невыполнение требования об остановке транспортного средства автоматически дает инспектору право начать преследование. Также он (гаишник) может передать информацию иному наряду ДПС. А тот, в свою очередь, и произведет принудительную остановку транспортного средства, водитель которого выказал неподчинение. Подтверждение этим словам можно найти в административном регламенте ГИБДД (ст.72). А если обратиться к ФЗ «О полиции», то узнаем, что инспектор вправе производить остановку транспортного средства, водитель которого пытался убежать, используя:

  • Различные спец-средства, разработанные специально для этих целей;
  • Временное ограничение /запрет движения на конкретных дорожных отрезках;
  • Патрульные и/или грузовые автомобили, выставленные на проезжей части на манер заслона;
  • Огнестрельное оружие.

Отказ остановиться, основанный на объективных причинах

Если не остановился по требованию ДПС, далеко не всегда это означает, что водитель хотел совершить правонарушение. Рассмотрим 2 ситуации:

  1. Водитель не захотел тормозить, поскольку требование об остановке было произведено на малоосвещенном участке дороге или человеком, похожим на инспектора ДПС весьма отдаленно. В данном случае лучше перестраховаться и честно заплатить штраф, чем стать возможной добычей мошенников или уголовников. Помните, любой инспектор обязан предоставить нагрудный знак и удостоверение по первому требованию водителя.
  2. Водитель не смог остановиться в указанном месте, т. к. это было бы грубым нарушением ПДД.В подобной ситуации оптимальное решение – это остановка там, где это допускается и возврат к посту ДПС. Если вам все же попытаются выписать штраф, сразу уточняйте, что стало причиной неподчинения, а именно, — возможность создание на дороге аварийной ситуации.

Процедура торможения водителя

Если говорить о штрафе за не остановку по требованию инспектора, имеет смысл упомянуть и о самой процедуре остановки. Она подробно расписана все в том же п. 6.11. действующих ПДД, и необходима для ознакомления в первую очередь. Чтобы водитель остановился, инспектор должен при помощи громкоговорящего устройства или жестом выделить его машину, а затем указать место, где та должна остановиться.

В заключение хотим напомнить, что количество машин на дорогах в разы превышает число сотрудников ГИБДД, а значит, вероятность того, что остановить для проверки решат именно вас, равна сотым долям процента (при условии, что вы, конечно, ничего не нарушали и не подходите ни под какую ориентировку). Однако, если вы все-таки увидели характерный взмах жезла, не раздувайте из мухи слона, а просто проследуйте к обочине – добропорядочным водителям подобные встречи никаких неприятностей не принесут.

Как избежать админштрафа?

По мнению экспертов не стоит игнорировать требование дорожных полицейских остановиться, возможно, им нужен понятой, чтобы соблюсти законность какой-то процедуры. Даже, когда они собираются проверять документы, то их действия займут буквально несколько минут, и вы сможете спокойно продлить свой путь.

Но если вы всё же не захотели остановиться, и получили по почте Постановление о наложении админштрафа, то его реально оспорить, ссылаясь на действующий Административный регламент МВД.

Сотрудники Госавтоинспекции должны подавать автомобилистам четкие и понятные сигналы. Они не могут трактоваться двухзначно.

Отражатели на одежде инспектора.

На этом и делайте упор. Выше мы рассмотрели процедуру остановки автотранспорта.

Ключевой момент – рука полицейского с жезлом или красным светоотражающим диском направляется на автомобиль, который собираются остановить.

В плотном автомобильном потоке выделить конкретное авто очень сложно.

Поэтому, настаивайте на том, что не поняли жеста инспектора и были уверены, что тормозят не вас. Иначе, как законопослушный автолюбитель обязательно бы остановились.

При нарушении, совершенном в ночное и вечернее время суток, главный акцент делайте на том, что не увидели стража порядка на дороге. Если у него на одежде отсутствовали отражатели, а в руках держал не светящийся жезл, то немудрено и не заметить.

Многие инспекторы останавливают по несколько машин, а затем подходят к ним по очереди. При создании на обочине мини колоны, ссылайтесь на то, что вы не увидели сотрудника ДПС.

Вашим главным аргументом станет запись с видеорегистратора. Её наличие помогает во многих случаях, и в том числе, описанных ситуациях.

Как производится требование

Сотрудник ГИБДД для остановки ТС может использовать громкоговоритель, жезл или просто руку. Если есть необходимость в дополнительном привлечении внимания, то инспектор может воспользоваться свистком, иными средствами — световыми или звуковыми сигналами.

Кроме самого требования инспектор должен указать место, где необходимо остановиться. Останавливаться в нарушение ПДД, то есть на тех участках дороги, где это строго запрещено нельзя, и инспектор не имеет право требовать от вас произвести остановку в таких местах.

Но существует исключения:

  • остановка производится с целью пресечения совершения административного преступления;
  • существует реальная угроза жизни и здоровью других участников движения или самого водителя;
  • остановка необходима в связи с невозможность продолжать движение по любым причинам: ремонт дороги, огорожено место аварии и т.д.;
  • в данном месте стоит автомобиль ГИБДД с включенными проблесковыми маячками.

Во всех указанных выше случаях остановка возможна на любом участке дороги. Но совершить ее водители должны таким образом, чтобы минимизировать последствия наступления неблагоприятным событий, которые возможны в результате нарушения ПДД в этом случае.

В соответствии с п. 45 Административного регламента, инспектор должен подойти к остановленному ТС, представиться водителю, объяснить причину и попросить совершить необходимые действия, которые требуются: передать документы, выйти из машины и т.д.

Если водитель привлекается в качестве понятого, то инспектор обязательно разъясняет ему ст. 25.6 и 25.7 КоАП. Данные нормы описывают порядок проведения процедуры.

Если инспектор намерен использовать ТС, то он обязан разъяснить с какой целью он собирается использовать машину и куда последует на ней. Конечно, это правило не касается случаев, когда машина берется для осуществления преследования преступника. За неподчинение сотруднику ДПС КоАП предусматривает ответственность в ст. 19.3 вплоть до ареста на 15 суток.

Управлять авто должен сам водитель, если, конечно, нет ограничений для этого. Ситуации, когда водитель обязательно отстраняется от управления ТС, перечислены в ст. 27.12 КоАП, кроме того остранение возможно, если есть основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения.

Обязанность водителя быть понятым, свидетелем

В соответствии со статьей 25.7 КоАП в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Т.е. понятой — это человек, который присутствует при неких процессуальных действиях, например, при освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, или при изъятии водительского удостоверения. При этом понятой не обязан был видеть само административное правонарушение.

Иногда думают, что Понятым быть — обязанность. Это не совсем так. Действующее законодательство не предусматривает ответственности за отказ быть понятым. Но в таком случае инспектору ГИБДД это не понравится и возможны различные действия с его стороны. Кроме того, необходимо помнить, что в случае, если вас все же привлекли в качестве понятого, то в дальнейшем вас могут вызвать в суд для дачи показаний.

В соответствии со статьей 25.6 КоАП в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Алгоритм правильных действий инспектора, останавливающего авто

Чтобы привлечь внимание водителя, чей транспорт он желает остановить, он обязан использовать служебный свисток, а также другой звуковой или световой сигнал. После этого, он должен чётко указать на интересующий его автомобиль при помощи:

После этого, он должен чётко указать на интересующий его автомобиль при помощи:

  • громкоговорителя;
  • соответствующего жеста;
  • полосатого жезла;
  • красного световозвращателя.

По этому алгоритму всегда можно проверить, правильно ли поступает полицейский, когда останавливает ваш авто?

  1. Остановив выбранное из потока машин транспортное средство, инспектор подходит к нему и предъявляет водителю своё удостоверение, не передавая в руки.
  2. Он должен представиться, чётко и разборчиво назвав свои фамилию и должность.
  3. После этого, указанное должностное лицо обязано объяснить водителю причину остановки и изложить требования: проверка документов, поломка машины, учения или нужны понятые.

Если гражданин, одетый в полицейскую форму, останавливает машину и не соблюдает этих правил, водитель праве обжаловать его действия и не подчиняться предъявляемым требованиям.

Watch this video on YouTube

Если решение неправомерно

Если водитель не согласен с решением правоохранительных органов, согласно законодательству он может его оспорить. После получения извещения о том, что владельца авто решили штрафовать, в течение следующих 10 дней он должен отправить письменную жалобу по почте или предъявить её при личном визите в тот орган, который это постановление вынес. К обращению нужно приложить возможные доказательства невиновности водителя, а при посещении органа потребуется паспорт.

Спор автомобилиста в суде

Как только заявка о несогласии с вынесенным решением поступает в учреждение, постановление на время замораживается и считается, что начался повторный досмотр дела. Допрашивают свидетелей, общаются с водителем и по-новому изучают видео- и фотоматериалы при их наличии. Далее водителя уведомляет о результатах повторного расследования. Если автомобилист считает неправомерным и это решение, он может подать иск на дальнейшее разбирательство в суде.

Правила остановки автомобилей сотрудниками ГИБДД

В документе сказано, что остановка может быть произведена по факту нарушения ПДД, причем имеется уточнение, что само нарушение может быть запечатлено на камеру или фотоаппарат, но может быть и установлено визуально. Данное правило прописано в п.84.1 этого регламента

Обратить внимание на этот факт следует тем, кто продолжает считать, что доказательством совершения правонарушения могут быть только данные с камеры

Причиной для остановки могут быть данные ориентировок, если есть сведения, что водитель на данном автомобиле совершил ДТП и скрылся с места преступления, или что этот автомобиль угнан.

Остановка возможна, если существует предположение, что водитель или пассажиры останавливаемого ТС могли быть очевидцами совершения преступления, или когда существует необходимость в понятых для фиксации правонарушения, совершенного иным лицом.

Инспектор может остановить движение нескольких ТС, если в этом возникла необходимость.

Например, в связи с производством дорожных работ, проведением на проезжей части дороги массовых мероприятий или для предоставления возможности проезда транспортным средствам, пассажиры или водитель которого выполняют социально значимые функции. К последнему случаю относятся в том числе и автомобили скорой медицинской помощи, спешащие к месту ДТП или аварийно — спасательные службы.

Самым распространенным поводом для остановки является проверка документов на управление ТС, или документации на перевозимый груз, когда речь идет о грузовом автотранспортном средстве. Документы, которые необходимо иметь при себе перечислены в п. 2.1 ПДД.

К ним относятся:

  • удостоверение водителя;
  • регистрационные документы на машину;
  • документы на груз, если он перевозится, или лицензию на осуществление перевозки пассажиров, если остановлено такси или маршрутка;
  • если на машине повешен знак “инвалид”, то с собой надлежит возить справку, подтверждающую наличие инвалидности;
  • страховку.

А в ситуации, когда есть основания для подозрения в совершении преступления водителя или других людей, находящихся в машине, то инспектор может попросить показать паспорт.

Документом, который регулирует взаимоотношения инспекторов дорожно-патрульной службы и водителей, является Административный регламент МВД России по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности. Пункт 43 данного регламента предусматривает, что патрульный автомобиль должен иметь специальную цветографическую схему, а его размещение должно быть таким, чтобы он был хорошо виден участникам дорожного движения.

При этом не допускаются действия со стороны сотрудников ДПС, направленные на создание помех в распознавании патрульного автомобиля. Иными словами, остановка автомобилей из «засады» является грубым нарушением регламента и может быть признаком того, что инспектор – не настоящий. В подобных случаях водители имеют полное право игнорировать сигналы жезла инспектора. Но на ближайшем стационарном посту ДПС они все равно должны будут остановиться и сообщить о случившемся.

Другой распространенной ситуацией, является преследование автомобиля, водитель которого, по мнению инспекторов ДПС, нарушил правила дорожного движения.  Для того чтобы требования сотрудников ГИБДД были правомерны, на патрульной машине должны быть включены световые и звуковые сигналы, а само требование об остановке должно подаваться либо с помощью громкоговорителя, либо жестом руки, сигналом жезла или диска красного цвета. Если данные условия не соблюдены, то водитель не обязан останавливаться.

Засады на темных участках дорог также запрещены, поэтому если водитель неожиданно видит загоревшийся жезл посреди ночной дороги, то высока вероятность, что он принадлежит не инспектору ДПС, а злоумышленнику. В таком случае, водителю следует, не останавливаясь, проследовать до ближайшего поста ГИБДД и сообщить о происшествии.

Ответственность

За неповиновение сотруднику ДПС, который указал на необходимость прекратить движение ТС предусмотрен штраф. Его размер установлен в ст. 12.25 КоАП. Нарушителю придется заплатить от 500 до 800 рублей.

Если вы согласны с тем, что нарушили закон, то должны будете оплатить штраф в течение 2 месяцев. Если сделать это быстрее — в первые 20 дней, то оплата будет вдвое меньше. Предоставление скидки описано в ст. 32.2 КоАП.

Если с выписанным штрафом вы не согласны, то его нужно обжаловать в течение 10 дней. Жалоба подается либо в структуру ГИБДД вышестоящему должностному лицу или в суд.

Для желаемого результата по итогу споров у вас должны быть веские основания для отмены наказания. Не смотря на то, что сотрудникам разрешили тормозить водителей в любом месте, они должны это делать все же законно. Можно обжаловать штраф, если инспектор не применял в темное время суток световые сигналы, соответственно, мог быть не замечен.

Такое объяснение не годится для инцидента, произошедшего днем, в условиях хорошей видимости

В этом случае стоит обратить внимание на наличие формы. Так как если инспектор тормозил машину в гражданской одежде, то выполнять его поручения совершенно не обязательно

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Дальше сложившаяся ситуация может складываться по-разному: инспектор может пожелать водителю счастливого пути и отпустить его либо инкриминировать правонарушение. В последнем случае стоит уточнить у инспектора, есть ли у него доказательства случившегося: например, фото- и видеосъемка.

Если водитель совершил нарушение правил дорожного движения, соответствующая запись появилась на оборудовании, то ему выписывают протокол.

Водителю следует подходить к подготовке административного протокола максимально ответственно. Нужно помнить о таком понятии, как презумпция невиновности: никто не может быть признан виновным, если его вина не будет доказана. От инспектора нужно требовать предъявления прямых доказательств его вины.

Доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При подготовке административного протокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел к ним в машину. Это не является обязательным, кроме случаев оформления протокола задержания. Водитель на законных основаниях может отказаться ставить свою подпись в протоколе. Иногда полицейские могут подделать подпись водителя: это грозит им уголовной ответственностью.

На основании , , , в случае, если инспектор обнаружил превышение скорости, задержал машину, изъял из нее какие-либо вещи, то на все эти действия у него должны быть документы: в зависимости от мероприятия таким документом может стать акт (при осмотре авто), постановление или протокол (при досмотре). Отсутствие таких документов может стать основанием для признания результатов недействительными. Водитель может изучить протокол и внести в него уточняющие сведения. Это помогает оспорить штрафы и получить компенсацию причиненного вреда.

Если водитель не согласен с тем, что он совершил нарушение, то в строке «Подпись нарушителя» он исправляет ее на «Подпись водителя» и указывает фразу «Не согласен». В графе с указанием свидетелей водителю следует проставить прочерки, чтобы сюда не вписали случайных лиц.

Право не подписывать протокол вовсе или указывать в нем разногласия гарантировано водителю на основании .

Водителю следует взять себе копию протокола, а инспектор обязан ее предоставить: она потребуется на случай оспаривания. В большинстве случаев протоколы могут содержать нарушения КоАП.

Правила остановки авто, инспекторами ГИБДД

Процедура остановки автотранспорта сотрудником ДПС описана в п. 6.11 ПДД. На нем должна быть форма и нагрудный знак. У него должно быть удостоверение и необходимая экипировка.

Приняв решение остановить конкретную машину, инспектор должен её выделить с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, а затем тем же способом указать, в каком месте ей остановиться.

Удостоверение инспектора ДПС ГБДД.

Инспектор обязан по первому требованию автомобилиста показать свое удостоверение и нагрудный знак.

Для привлечения внимания автомобилистов инспекторы указывают полосатым жезлом. Разрешено пользоваться специальными световыми и звуковыми сигналами. В частности, диском красного цвета, со световозвращающим эффектом и свистком.

Перечень причин для остановки

Существуют четко установленные причины остановить автомобиль. В их числе следующие:

  1. Водитель и его пассажиры нарушили правила дорожного движения (ПДД).
  2. Есть информация, что водитель или кто-то из пассажиров стали участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или иного противоправного деяния.
  3. Автомобиль находится в розыске или используется лицом незаконно.
  4. Водителя необходимо опросить об обстоятельствах нарушения, очевидцем которого он являлся.
  5. Сотрудник выполняет решение государственной инстанции об ограничении движения или о запрете движения.
  6. Водителя нужно привлечь для оказания помощи другим лицам или для того, чтобы они могли выступить в качестве понятых.

Еще одним основанием для проверки может стать проверка документов или права на перевозку определенных грузов. Сотрудник может проверить документы не только у водителя, но и у сопровождающих его лиц.

Ранее, если сотрудник останавливал машину по причине проверки документов, то в этом случае полицейский нарушал закон. Останавливать авто для проведения проверки допускалось только на стационарных постах полиции или КПП. На данный момент это требование отменили, и инспекторы могут проверять документы по своему усмотрению вне зависимости от места. Отказ от предоставления документов может стать основанием для привлечения водителя к ответственности по нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Возможным поводом для проверки документов является проведение спецопераций или особых распоряжений высшего руководства. Водитель может поинтересоваться, действительно ли в данном городе проходит спецоперация и попросить номер УВД для уточнения сведений.

По регламенту инспектор сам должен указать на основание остановки авто без дополнительных вопросов водителя.

Таким образом, первое, о чем необходимо помнить водителю, что остановить его могут по ограниченному перечню оснований. Если инспектор превышает свои полномочия, то нужно корректно на это указать.

Виды ответственности

Несогласие с действиями должностного лица (сотрудника МВД) проявляется в неповиновении его требованиям либо в сопротивлении, которое выражается в физическом насилии, посягательстве на жизнь. От степени виновности субъекта, совершившего противоправное деяние (в данном случае — невыполнение законных требований представителя власти) зависит строгость наказания, предусмотренная уголовным и административным законодательством. Информация об ответственности представлена в таблице ниже.

Наказание не предусмотрено, если водитель проигнорировал требование остановиться по уважительной причине. Например, совершал трудный маневр на дороге и не увидел жеста патрульного или участок дороги был плохо освещен. Однако если повторное требование сотрудника ДПС игнорируется, то штраф за неповиновение будет применен. Все виды наказания применяются в судебном порядке. При наличии доказательств, решение суда можно обжаловать.

Преследование и другие последствия

Никаких тяжелых последствий за не остановку ТС водитель не понесет, если:

  • просмотрел сигнал инспектора вследствие совершения сложного маневра;
  • сигнал сотрудника ГИБДД был подан слишком поздно;
  • «просьба» остановиться была подана не четко и двусмысленно.

Однако если водитель проигнорировал требование об остановке сознательно, и все действия говорят об умышленности (не остановка даже при повторном сигнале), инспектор имеет право начать преследование.

Кроме преследования сотрудник ГИБДД может передать данные всем постам ДПС и другим нарядам, которые и будут производить принудительную остановку ТС. Правила преследования описаны в Административном регламенте (п. 72-74).

Правила принудительной остановки

Согласно установленным правилам принудительная остановка может производиться следующими способами:

  • с использованием специальных средств (сигналы при помощи звука и света);
  • «просьба» остановиться подается с помощью громкоговорителя, взмахом руки либо жезлом (диском с красным световозвращателем);
  • с помощью заграждений или ограничений, которые временно устанавливаются на отдельных дорожных участках;
  • с применением сигналов регулировщика и других технических устройств, позволяющих регулировать движение (при этом должна быть обеспечена безопасность);
  • с помощью размещения на дороге патрульного автомобиля или несколько машин, перегораживающих движение, на которых включены световые сигналы (в этих целях могут быть использованы грузовые ТС, но только в особо опасных ситуациях и с соблюдением всех мер безопасности);
  • с применением огнестрельного оружия.

Поскольку сотрудник ГИБДД наделен правом преследования с оружием, водителю лучше подчиниться включенным спецсигналам во избежание более тяжелых последствий.

О случае неостановки по требованию инспектора ГИБДД расскажет данное видео:

Рекомендации водителю

Некоторые рекомендации водителю на тот случай, если он не остановился на «просьбу» инспектора ГАИ, и за ним началось преследование:

акцентировать внимание на то, что совершал трудный маневр на дороге и не смог вовремя произвести остановку в обозначенном месте;
не заметил сигнала вследствие того, что он был подан с опозданием;
сигнал сотрудника ГИБДД был подан нечетко и неоднозначно (только в ситуации, если есть возможность доказать данное утверждение);
требование о торможении подавалось в темноте, и невозможно было определить человека, который его подавал (только если данный факт действительно имел место);
инспектор указал участок дороги, на котором возбраняется останавливаться в соответствии с ПДД (только в той ситуации, если водитель затормозил на ближайшем участке дороге, где не запрещено ПДД).

Основания для задержания транспортного средства

Порой бывают такие ситуации, что вы совершенно спокойно следуете в пункт назначения, не нарушая правил ПДД, а сотрудник ДПС всё равно машет вам жезлом, пытаясь остановить. У многих это вызывает искреннее удивление: «Да как же так? Я ведь ничего не нарушаю!»

Для начала разберёмся, кто имеет право требовать остановки ТС: Согласно п.2.4 статьи 2 ПДД, право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам. Когда в разговорной речи употребляют слово «регулировщик», то в голове возникает только одна картина – сотрудник ДПС в отличительном жилете. Но буква закона даёт этому понятию более широкую трактовку.

П. 1.2 статьи 1 ПДД Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование.

Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Вернёмся к ситуации, когда вы спокойно передвигаетесь по городу. Необходимо помнить, что вас могут остановить НЕ только в случае нарушения правил. Перечень ситуаций, разрешающих инспектору вас остановить, находится в п.63 .

В данной статье будут приведены наиболее часто встречающие основания:

  • нарушение было зафиксировано с помощью специально установленных радаров;
  • ваш автомобиль подпадает под ориентировку, разосланную по городу;
  • водитель является свидетелем произошедшего административного или уголовного преступления;
  • необходимость привлечения гражданина в качестве понятого;
  • необходимость использовать ваш автомобиль для экстренных целей (пример, преждевременные роды у девушки начались прямо на улице, и её необходимо срочно доставить в роддом);
  • необходимость запрещения или временного ограничения движения транспортных средств;
  • происходит перекрытие движения потока машин (пример, президент едет на работу);
  • угроза безопасности дорожного движения в связи с неисправностью технических средств организации дорожного движения, стихийным бедствием, аварией, ремонтом дороги, прочими чрезвычайными ситуациями.

В данном перечне отсутствует пункт «досмотр документов» – и это не случайность, так как остановку с этой целью сотрудники должны производить в специальных стационарных пунктах. Но, как показывает практика, это правило частенько нарушается. Мы рекомендуем не вступать в подобных ситуациях в конфликт, это сэкономит вам кучу времени и нервов. В любом случае, вы всегда имеете право написать жалобу на сотрудника.

Теперь разберёмся, как подаётся сигнал для остановки ТС

Данные правила чётко прописаны в ПДД, поэтому отговорка «Ну я не знал, что означает ваш жест» не будет приниматься во внимание

Согласно п.6.11 статьи 6 ПДД, требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

В представленном ниже видео перечислены основания для остановки ТС инспектором вне поста ДПС.

Если нарушены ПДД

Если остановка произведена в результате совершения административного правонарушения, то порядок действий для инспектора остается все тот же

Обратите внимание, что в связи с изменением в законодательстве сотрудник ГИБДД может останавливать машину не только в местах размещения стационарных пунктов. Сегодня это можно делать в любом месте

Более того, новый регламент позволяет организовывать так называемые “засады”. То есть располагать свой автомобиль на участках дороги с ограниченной видимостью, прятать автомобиль в кустах и т.д.

Правда существует оговорка, что делать это можно только на дорогах, где происходит большое количество аварийных ситуаций, или если происходит фиксация нарушения на видеокамеру. Но доказать, что, например, первое условие не выполнено, практически нереально

Сотрудник ГИБДД обязан рассмотреть  на месте вопрос о наличии или отсутствии оснований для прекращения дела. Они перечислены в ст. 24.5 КоАП. К наиболее употребляемому в данном случае относится такое основание, в результате которого дело должно быть прекращено, как совершение действий в условиях крайней необходимости.

К чему может привести игнорирование сигнала инспектора

Здесь стоит четко разграничить ситуации. Начнем с той, когда водитель просто не мог увидеть, что ему подали сигнал об остановке. Например, совершал сложный маневр. В этом случае ему не будет грозить ничего серьезного, поскольку он может увидеть повторный сигнал.

Другое дело, если требование было намеренно проигнорировано. В этом случае сотрудник ГАИ имеет полное право на преследование, в конце которого нарушитель все равно будет вынужден остановиться. При этом могут быть предприняты следующие меры для задержания движения требуемого авто:

  • Использование специальных средств для остановки ТС;
  • Временный запрет или ограничение на движение на определенном участке дороги;
  • Использование грузовых и/или патрульных ТС для составления заслона на проезжей части;
  • Применение огнестрельного оружия.

Все эти меры допустимы в соответствии с ФЗ «О полиции» и статьей 72 регламента ГИБДД.

Какие требования инспектор вправе предъявлять?

Взаимодействовать с автовладельцем (требовать предъявления документов, сообщать о нарушениях, опрашивать и другое) либо пассажирами автоинспектор может после остановки транспортного средства. В законе четко прописаны основания, согласно которым постовой имеет право остановить автомобиль либо начать преследование, если транспортное средство продолжает движение. Законными причинами для остановки являются:

  • Нарушения безопасности дорожного движения, которые были определены с помощью техники либо визуально;
  • Получение данных о том, что водитель (пассажиры) могут быть причастны к правонарушению;
  • Нахождение автомобиля в розыске либо подозрение, что транспортное средство имеет отношение к преступлению (нарушению);
  • Опрос свидетелей аварии, необходимость привлечь к процедуре понятых;
  • Обеспечение беспрепятственного проезда для ряда авто (скорой помощи, спасателей, кортежа политика);
  • Предотвращение угрозы, создаваемой ремонтными работами, стихийными бедствиями и другим.

Остановив автомобиль, сотрудник ДПС вправе, на основании п. 84 регламента, требовать для проверки документы водителя и пассажиров, документы на авто, груз. Также автоинспектор имеет полномочия препятствовать либо ограничивать дальнейшее движение транспортного средства, привлекать пассажиров и водителя к помощи другим гражданам, должностным лицам. Статья 13 в части I Федерального закона №3 «О полиции» предусматривает возможность использования остановленной машины сотрудником ДПС, если в этом возникает необходимость. При этом водителю разъясняют, для чего именно будет использоваться транспортное средство. Исключение — обстоятельства, требующие немедленного движения (погоня, преследование). Собственник может управлять машиной, если это безопасно и не противоречит закону.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий