Является ли детализация звонков доказательством по ст. 12.36.1?
В сети часто попадаются советы, что нужно дать инспектору оформить штраф, а потом запросить распечатку переговоров и идти в суд – мол, не говорил и не звонил, вот доказательство.
Увы, это лишь мифические фантазии, а вот реальная судебная практика прямо говорит об обратном.
Например, дело № 7р-107/2016 Архангельского областного суда – судья отменил апелляционное решение районного суда, признавшего постановление ГИБДД незаконным именно на основании детализации. Выводы суда смотрите в выдержке из судебного акта.
Вкратце – детализация ни о чем не говорит, поскольку номер телефона, по которому велся разговор, никто при оформлении протокола не фиксирует.
Лучше всего упирать в жалобе на отсутствие иных доказательств, кроме мнения инспектора. В этом случае есть все шансы на победу, о чем, опять же, нам говорит судебная практика.
Например, дело 12-23/2017 Новоалтайского городского суда Алтайского края
Выдержка однозначно говорит о том, что суды принимают во внимание отсутствие иных доказательств, кроме показаний инспектора ГИБДД, а заодно и трактуют в пользу обвиняемого любые сомнения
Но в любом случае – лучше не нарушать ПДД и приобрести систему handsfree для разговоров по мобильному. Не из-за боязни штрафа, а для собственной же безопасности! В конце-то концов это удобнее и гораздо приятнее, нежели страдать с телефоном, зажатым плечом.
Нужна помощь юриста? Заполните форму ниже!
Как избежать штрафа за разговор по телефону за рулем?
Если вы совершили правонарушение – то отвечать за него придется. Но если же инспектору ГИБДД «показалось», что вы беседовали по телефону и ваша рука была им занята – отрицайте все обвинения, о чем обязательно укажите в протоколе и объяснении.
С протоколом не согласен. По телефону не говорил. Вину не признаю.
Этого хватит для дальнейшего обжалования постановления о штрафе в суде.
Если полицейский все же упирается и готов составить протокол – потребуйте доказательств, а на убеждение, что «он то видел» — опять же отрицайте все претензии, о чем сделайте отметку в протоколе. Обжаловать постановление без достоверных доказательств есть все шансы, поэтому ГИБДД часто отпускают слишком уж напористых и возмущенных водителей.
Немного статистики
Согласно статистике, почти каждое дорожное происшествие происходит по вине невнимательности водителя. Например, не сразу заметил выезжающий автомобиль, перебегающего дорогу пешехода, красный свет светофора. Но бывает и так, когда причиной невнимательности становятся другие отвлекающие факторы, например, звонок мобильного телефона, требующий немедленного ответа. И именно телефонные разговоры во время движения — это самый частый отвлекающий фактор. К сожалению, в России не ведётся подобная статистика, но для сравнения приведём в пример США: причиной каждой 20й аварии становится разговор по мобильному.
Какое влияние телефон оказывает на водителя во время разговора за рулем?
Определение наказания в виде штрафа за пользование мобильным устройством во время поездки было принято с целью снизить уровень опасности на дорогах, а также исключить причины, по которым может сложиться аварийная ситуация
Крайне важно, чтобы на дороге водитель был крайне внимателен и сосредоточен
Телефон отвлекает, а иногда становится и причиной негативных эмоций. В результате, автолюбитель уже не может полноценно управлять машиной и это неминуемо ведет к нарушению ПДД. Водитель больше сосредотачивается на разговоре, чем на поведении авто, а также на окружающей обстановке. В результате, это приводит к снижению внимания за происходящим на трассе и может привести к печальным последствиям.
Что является нарушением
Правила дорожного движения запрещают одновременно пользоваться телефоном и управлять автомобилем. Но статья 12.36.1 административного кодекса двусмысленно написана. Точно не понятно какое использование мобильного телефона за рулем под запретом, а какое легально. Ответственность ввели в 2007 году. Прогресс ушел вперед. Тогда речь шла о телефонах, а сейчас появились и смартфоны, и планшеты и пр., кроме СМС можно писать в Вотсап, Вайбер, телеграмм и т.д.
Возникает вопрос, если у устройства есть функции телефона, то нельзя пользоваться всем устройством или только звонить? Ответа нет. Также нет ясности противозаконно ли:
- включать, выключать или настраивать сотовый;
- просматривать информацию, включая видео, тексты, фотографии;
- играть в игры;
- слушать музыку;
- использовать приложение-навигатор;
- входить в Интернет и т.п.
А вот если разговаривать (в звуковом или видео формате), отправлять смс, сообщения в соцсетях, то нарушение налицо.
Исключение составляют девайсы, которые позволяют вести общение без рук, так называемые, хэндс фри, гарнитуры.
Какие гаджеты хотят включить в список запретных
В соответствии с инициативой Владимира Афонского, в список запрещенных к использованию за рулем гаджетов предлагается внести такие устройства:
- смартфоны;
- планшеты;
- смарт-часы;
- электронные браслеты.
Специалисты отмечают — разработать механизм будет сложно
Основанием на запрет использования вышеперечисленных устройств за рулем ТС является то, что они отвлекают водителей от дороги и существенно повышают время их реагирования на смену дорожной обстановки. Это, в свою очередь, отражается на увеличении количества аварий в РФ.
Водитель может совершать разговор в мессенджерах по видеосвязи. В соответствии с законодательством, данное действие находится вне правового поля. Это же касается и других способов взаимодействия с гаджетами.
Какой штраф предусмотрен за разговор по телефону за рулем 2020?
В 2020 году штраф за разговор по телефону за рулем движущегося автомобиля составляет 1500 рублей (со скидкой 750 рублей). Закон время от времени хотят осовременить, дополнить пунктами про другие электронные устройства и программы, но в настоящий момент изменения не приняты.
Сейчас, сотрудники ГИБДД в в 99% случаев штрафуют водителей непосредственно за голосовой звонок при условии, что смартфон или телефон в руке водителя движущегося автомобиля поднесен к уху.
Чаще всего водители, «застуканные» на месте преступления, не отнекиваются и признают свою вину. Сложно что-то противопоставить инспектору, когда во время разговора по мобильному вы сходитесь друг на друге глазами.
Если же водитель, обвиненный в разговоре по телефону за рулем, отрицает факт телефонного разговора – доказать обратное достаточно сложно. Инспектор конечно вправе запросить распечатку звонков у мобильного оператора, но без фото или видео подтверждения, собранные данные могут не повлиять на решения суда. А фотографировать говорящих по телефону водителей достаточно сложно.
Предусмотренный за разговор по телефону за рулем штраф не редко дополняется другими штрафами: наказанием за езду по выделенной линии, проезд под знак или на красный свет и т д.
Сам телефон в руке автомобилиста заметить сложно и машину останавливают по другому поводу, а мобильное устройство лишь отягощает ситуацию. Западные исследования показывают, что именно мобильник причина многих прочих нарушений ПДД. Оживленная дистанционная беседа отвлекает от дороги, дезориентирует, заставляя чаще ошибаться и снижает реакцию на меняющуюся дорожную обстановку.
С чем мы боремся
Надо сказать, что использование гаджетов за рулем распространено не только в России, но и во всем мире. И во всех странах пытаются что-то сделать с «болтунами» — с разным успехом. Первые запреты на использование телефонов за рулем появились в европейских странах еще в 1999 году, когда они стали массовыми и появились первые данные об авариях из-за отвлекшихся на разговор водителях. Так, по данным американских исследований, использование телефона за рулем повышает риск аварии в четыре раза, отправка sms — в шесть раз. Некоторые страховые компании полагают, что телефоны являются причиной 15–20% аварий на дорогах.
Но, что интересно, еще ни в одной стране мира не нашли надежного рецепта по борьбе с этой проблемой. Во время одной из сессий Международной министерской конференции по вопросам безопасности дорожного движения, которая прошла в феврале в Стокгольме, как рассказывал мне руководитель ГИБДД МВД РФ Михаил Черников, участники начали делиться опытом по этой теме. Говорили больше трех часов, но кроме того, что надо увеличивать штрафы для «болтунов» и сделать наказание неотвратимым, новых предложений почти не было.
Описание и суть штрафа
Пользование мобильным телефоном во время управления автомобилем – это серьезное нарушение, которое влечет за собой административную ответственность. Порядок устанавливается правилами дорожного движения (ПДД). Конкретно п. 2.7, где прописано о запрете телефонных разговоров за рулем. Исключения составляют случаи, когда пользование гаджетом производилось с помощью специального поддерживающего приспособления, которое позволяет осуществлять устройству свои задачи без помощи рук.
Правонарушитель за рулем
Согласно ст.12 п.36 Кодекса об административном правонарушении (КоАП) ответственности подвергаются водители всех транспортных средств, в том числе мопедов.
Что делать, если нет гарнитуры и во время движения транспорта звонит мобильный? В такой ситуации физическое лицо обязано остановить автомобиль в положенном месте и взять трубку. Допускается держать мобильник в руках в пробке, на светофоре и на пешеходном переходе.
В связи с уклонением от соблюдения ПДД налагается штраф за езду с телефоном в руках. Другого наказания за такое правонарушение, в том числе простого предупреждения, не предусмотрено. Размер административной санкции составляет 1500 рублей*. При этом есть возможность оплатить счет со скидкой 50% в 20-дневный срок со дня привлечения к административной ответственности.
Положен ли штраф за телефон, на котором набиралось смс-сообщение? Да, так как в это время устройство находилось в руках. Такой вид использования сотового гораздо опаснее для жизни, чем обычный ответ на звонок. Водитель не контролирует в этот момент дорогу. И не стоит надеяться успеть ответить на смс во время короткой остановки на светофоре. В этом случае лучше отправить шаблонное сообщение — «Я за рулем». Такая функция встроена практически во все мобильники.
Разговариваем по телефону, не нарушая правил
Оштрафовать нарушителя может только уполномоченное лицо ГИБДД. В случае если физ. лицо не согласно с обвинениями, ему следует обратиться в суд. Однако вряд ли получится оспорить постановление без предоставления весомых доказательств.
Что используют в качестве доказательств
И хотя Административный Кодекс предусматривает далеко не минимальный штраф, что свидетельствует о достаточной серьезности данного правонарушения, на практике инспектора редко штрафуют автолюбителей за разговор без «Handsfree».
Доказать, что водитель действительно разговаривал за рулем, не так-то просто.
Применяются следующие виды доказательств:
- фотофиксация;
- видеофиксация;
- свидетельские показания;
- детализация услуг связи, оказанных сотовым оператором.
И если первые три вида доказательств иногда сложно осуществимы на практике, то последний — самый надежный из них.
Что делает инспектор для доказательства вины водителя:
- направляет оператору сотовой связи, с которым у водителя имеется договор на предоставление телекоммуникационных услуг, запрос на детализацию вызовов;
- выясняет, были ли совершены входящие/исходящие звонки примерно в то время, когда было остановлено ТС.
В случае наличия вызовов в ближайший промежуток времени перед остановкой машины, у инспектора ДПС появляется законное право на оформление протокола.
Опасность телефонного разговора во время управления ТС
Предусмотренный в законодательстве штраф за это нарушение связан не со стремлением властей получить дополнительные деньги с водителей или чьей-то личной прихотью, а вызван вполне объективными причинами. Управляя транспортным средством, водитель должен полностью концентрироваться на дороге, не отвлекаясь ни на какие посторонние факторы.
При использовании же мобильного телефона наблюдаются такие отрицательные последствия:
- снижение скорости реакции;
- уменьшение концентрации;
- отвлечение от ситуации на дороге и т. п.
В результате всего этого в несколько раз повышается риск возникновения аварии, причем особенно высок он даже не во время звонков, а при чтении или отправке смс. Поэтому использование мобильного телефона может быть не менее опасно, чем вождение в нетрезвом виде, ведь полноценно управлять автомобилем водитель в это время не может.