Поиск

Трасологическая экспертиза

Какие этапы включает полная трасологическая экспертиза

Для того, чтобы получить максимально полное представление о происшествии, необходимо провести три этапа трасологической экспертизы, это:

  • детальное исследование места столкновения. После ДТП на дороге в любом случае останутся следы. Это будут отметины на асфальте от шин при резком торможении, фрагменты автомобилей, битое стекло и т.д. Проанализировав все, эксперт сможет точно утверждать, как двигались транспортные средства, на какой скорости, кто нарушил пределы ряда, можно ли было избежать столкновения и так далее;
  • изучение характера повреждений. Трасологом исследуются все автотранспортные средства, которые стали участниками дорожно-транспортного происшествия. Анализируются не только серьёзные поломки, а и все мельчайшие царапины на кузовах. Сопоставив их между собой, а также проанализировав общую картину ДТП и результаты, полученные после осмотра места происшествия, делается окончательный вывод о том, какие из них точно появились в результате столкновения;
  • механизм образования повреждений. На этом этапе трасологическая экспертиза при ДТП занимается выяснением последовательности появления возникших от столкновения повреждений.

К срокам проведения трасологического исследования законодательством не предъявляется никаких ограничений, поэтому продлиться такое изучение ДТП может от нескольких дней до нескольких недель. Большинство экспертных центров стараются вложиться в срок, не превышающий 10 дней, но сложность события и наличие жертв может привести и к более длительному изучению.

Проведение экспертизы и закрепление ее результатов

Трасологическая экспертиза может проводиться сразу же после совершения ДТП, а также по прошествии времени на основании составленных документов и сохранившихся следов.

Разумеется, оперативное прибытие эксперта на место – лучший вариант, который позволяет не только воочию увидеть аварию, но и тщательно зафиксировать все оставленные следы при помощи фото и видеосъемки.

Квалифицированная экспертиза проводится на основании разработанных и утвержденных государственными органами стандартов, которые предполагают следующий порядок ее выполнения:

  • Сбор и фиксацию следов ДТП;
  • Их лабораторное исследование с использованием специального оборудования;
  • Оценка полученных результатов;
  • Их закрепление в официальном заключении, которое и является главным итогом работы эксперта.

Перед назначением экспертизы лучше получить консультацию специалиста.

Документы и материалы, необходимые эксперту

Для проведения полного и всестороннего исследования эксперту требуются документы. В стандартный набор входят:

  • Документы, подтверждающие права на владения транспортными средствами;
  • Копия документов о прохождении ТО;
  • Бумаги, составленные ГИБДД (схема ДТП, протокол, а также справка о ДТП, которая содержит необходимую информацию об обстоятельствах и участниках происшествия).

Не исключены ситуации, когда эксперту потребуются дополнительные сведения. В таких случаях эксперт обязан указать, какая именно информация ему необходима. Например, часто требуются документы о производимом ремонте автомобиля, покраске, замене частей автомобиля и т.д.

Экспертиза следов протектора шин

Изучение следов колес автомобиля наиболее информативно и несет в себе сведений даже больше, чем отпечатки пальцев человека. Опытный эксперт по ширине оставленного следа, а также расстоянию между дорожками следов, может определить массу машины и величину базы (расстояние между осями) автомобиля.

Анализ следов шин — один из главных способов установления траектории движения автомобиля.

Эта информация позволит с высокой точностью установить марку машины. Однако определение марки – не главная задача эксперта. Гораздо важнее отследить направление движения транспортного средства, длину оставленной дорожки, которая часто обозначает тормозной путь машины и, соответственно, скорость движения до столкновения. Все эти сведения и дают следы колес.

Работа эксперта значительно упрощается, если шины имеют индивидуальные признаки (потертости, царапины, порезы). Их изучение с абсолютной точностью позволяет идентифицировать автомобиль, который оставил имеющиеся следы.

Идентификация ТС по отделившимся элементам

Экспертиза отколовшихся частиц краски позволяет идентифицировать автомобиль, их оставивший, а также может показывать точки соударения автомобилей, что позволяет определить взаимное расположение участников сразу после ДТП, даже если в последующем транспортные средства были сдвинуты.

В качестве материала для исследования подходят и другие элементы автомобиля: осколки фар, бампер, части кузова, пятна масла.

Для идентификации автомобиля часто используют оставленные на месте ДТП осколки фар и подфарников. Края пробоин в фарах и края стеклянных осколков имеют трехмерное измерение, что позволяет с высокой точностью определить принадлежность осколка к конкретному транспортному средству.

○ Советы юриста:

Выбираем эксперта.

Выбор экспертной организации оказывает серьезное влияние на качество экспертизы и достоверность полученных в ходе нее выводов. Прибегать стоит к помощи таких специализированных бюро, которые отвечают следующим критериям:

  • Длительность работы на данном рынке услуг.
  • Юридическое лицо является членом Центра судебной экспертизы.
  • Специалисты экспертного бюро имеют членство в ассоциации оценщиков.
  • Применение в работе компьютерных технологий и лицензионного программного обеспечения.
  • Срок, в течение которого организация готова выполнить работы и предоставить заключение.
  • Наличие прейскуранта на все виды услуг.
  • Наличие официального сайта и контактов для оперативной связи со специалистами.

Кроме того, желательно при наличии возможности ознакомиться с предыдущей работой конкретной организации. Спорные или скандальные заключения заставляют лишний раз задуматься о компетентности и непредвзятости таких экспертов.

Что делать, если не уверен в объективности эксперта?

Чтобы хоть немного ориентироваться в полноте и компетентности полученного заключения трасологической экспертизы, необходимо знать, что должен содержать данный документ. В него должны входить следующие разделы:

  • Вводный раздел с описанием оснований проведения экспертизы, предоставленных материалов, правовых актов, регламентирующих ее проведение, методик проведения исследований.
  • Описательная часть, где эксперт подробно описывает обстоятельства аварии, выявленные в ходе проведения исследования.
  • Заключительная часть, содержащая итоговые выводы эксперта, ответы на поставленные перед ним вопросы.

Если отчет специалиста является обрывистым, не содержит полной информации, лишен какого-либо из указанных разделов, то этот факт сам по себе является основанием для обжалования проведенной экспертизы и ее итогов.

Видео

Трасологическая экспертиза — важнейший фактор при установлении виновника ДТП. Для чего она нужна и что определяет расскажет эксперт «Союза потребителей» Петров А.В.

Проведение экспертизы и закрепление ее результатов

Трасологическая экспертиза может проводиться сразу же после совершения ДТП, а также по прошествии времени на основании составленных документов и сохранившихся следов.

Разумеется, оперативное прибытие эксперта на место – лучший вариант, который позволяет не только воочию увидеть аварию, но и тщательно зафиксировать все оставленные следы при помощи фото и видеосъемки.

По прошествии времени многие следы исчезнут, поэтому объективно восстанавливать истину эксперту будет на порядок сложнее.

Квалифицированная экспертиза проводится на основании разработанных и утвержденных государственными органами  стандартов, которые предполагают следующий порядок ее выполнения:

  • Сбор и фиксацию следов ДТП;
  • Их лабораторное исследование с использованием специального оборудования;
  • Оценка полученных результатов;
  • Их закрепление в официальном заключении, которое и является главным итогом работы эксперта.

Перед назначением экспертизы лучше получить консультацию специалиста.

Документы и материалы, необходимые эксперту

Для проведения полного и всестороннего исследования эксперту требуются документы. В стандартный набор входят:

  • Документы, подтверждающие права на владения транспортными средствами;
  • Копия документов о прохождении ТО;
  • Бумаги, составленные ГИБДД (схема ДТП, протокол, а также справка о ДТП, которая содержит необходимую информацию об обстоятельствах и участниках происшествия).

Не исключены ситуации, когда эксперту потребуются дополнительные сведения. В таких случаях эксперт обязан указать, какая именно информация ему необходима. Например, часто требуются документы о производимом ремонте автомобиля, покраске, замене частей автомобиля и т.д.

Помимо документов эксперту также должны быть предоставлены сами автомобили (один из них), а также отколовшиеся элементы, изучение которых несет в себе массу полезной информации.

Экспертиза следов протектора шин

Изучение следов колес автомобиля наиболее информативно и несет в себе сведений даже больше, чем отпечатки пальцев человека. Опытный эксперт по ширине оставленного следа, а также расстоянию между дорожками следов, может определить массу машины и величину базы (расстояние между осями) автомобиля.

Анализ следов шин — один из главных способов установления траектории движения автомобиля.

Эта информация позволит с высокой точностью установить марку машины. Однако определение марки – не главная задача эксперта. Гораздо важнее отследить направление движения транспортного средства, длину оставленной дорожки, которая часто обозначает тормозной путь машины и, соответственно, скорость движения до столкновения. Все эти сведения и дают следы колес.

Работа эксперта значительно упрощается, если шины имеют индивидуальные признаки (потертости, царапины, порезы). Их изучение с абсолютной точностью позволяет идентифицировать автомобиль, который оставил имеющиеся следы. 

Идентификация ТС по отделившимся элементам

Даже при незначительном столкновении неизбежно появление отделившихся элементов, которые также несут в себе массу полезной информации. В первую очередь изучаются следы краски, которые остаются на местах соударения транспортных средств.

Экспертиза отколовшихся частиц краски позволяет идентифицировать автомобиль, их оставивший, а также может показывать точки соударения автомобилей, что позволяет определить взаимное расположение участников сразу после ДТП, даже если в последующем транспортные средства были сдвинуты.

В качестве материала для исследования подходят и другие элементы автомобиля: осколки фар, бампер, части кузова, пятна масла.

Для идентификации автомобиля часто используют оставленные на месте ДТП осколки фар и подфарников. Края пробоин в фарах и края стеклянных осколков имеют трехмерное измерение, что позволяет с высокой точностью определить принадлежность осколка к конкретному транспортному средству.

Что необходимо при проведении экспертизы?

Это не означает, что эксперт подписывает разрешение на экспертизу, и все, теперь ее можно проводить. Нужно определить характер ее проведения, что именно будет рассматриваться.

Рассмотрим все по порядку:

  1. В прошлой главе было описано начало: нужно подготовить определенную документацию для показа ее эксперту, который впоследствии должен будет прибыть на место инцидента и тщательно его осмотреть, включая и повреждения, нанесенные автомобилям.
  2. Во время экспертизы могут возникнуть сложности и некоторые вещественные доказательства нужно будет отправить на исследование. В таком случае потребуется написать Постановление – этот правовой документ подтверждает обследования, указывает, что именно оно будет из себя представлять и содержать результаты. Участники ДТП при желании могут потребовать его в качестве ознакомления, а также указать на раскрытие интересующих их вопросов.
  3. Перед тем как вынести Постановление о необходимости экспертизы, назначают следствие. Его первые результаты и покажут – нужна ли трасологическая экспертиза, или можно обойтись без нее.
  4. В постановлении должны быть: доказательства, которые были переданы на исследование, их количество; необходимое время для изучения и способы; условия для хранения.
  5. Проведение экспертизы подтверждено и теперь следствие подготавливает список вопросов для эксперта, которые тот должен раскрыть для выявления результатов ДТП. Здесь же назначают организацию, которая будет помогать эксперту в расследовании.
  6. С помощью всех полученных фактов и вопросов эксперт может провести расследование, идентифицировать все данные доказательства и определить его значимость для доказательной базы. Это заключение передается в тот орган, который и решил начать процедуру экспертизы. Там оно и хранится в письменном виде от лица эксперта.

Порядок проведения транспортно-трасологической экспертизы

Транспортно-трасологическая экспертиза: общее понятие

Основные вопросы транспортно-трасологической экспертизы

Этапы проведения экспертизы

Результат экспертизы и его использование

Транспортно-трасологическая экспертиза: общее понятие

Трасологическая экспертиза — термин, объединяющий все виды исследований, которые связаны с получением информации на основе изучения следов-отображений, возникающих после воздействия предметов. Наиболее часто к этому источнику сведений о событиях прибегают при рассмотрении спорных вопросов относительно обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Это исследование проводят, как правило, автотехнические подразделения экспертных учреждений. Затрагивая различные виды других экспертиз (автотехническую, материаловедческую), Данная экспертиза чаще всего является комплексной.

Ее предназначение:

  • изучение механизма взаимодействия (скорости, расположения) транспортного средства (далее — ТС) и другого предмета (дорожного покрытия, другого ТС) (транспортно-трасологическая диагностика);
  • идентификация ТС по следам (транспортно-трасологическая идентификация).

При возникновении потребности в проведении такого вида исследования нужно определить, есть ли такая необходимость именно на досудебном этапе.

В случае если спорная ситуация в дальнейшем будет являться предметом судебного разбирательства, возможно, следует отложить этот вопрос до его начала и заявить ходатайство в суде.

Иначе судебная экспертиза может быть проведена по просьбе другой стороны, что повлечет дополнительные затраты времени и средств.

До экспертизы следует:

  • максимально зафиксировать следы: в протоколе, описании, на схеме ДТП, на ТС и его деталях, в фотоснимках, слепках;
  • разработать вопросы для постановки перед экспертом (для ходатайства о назначении экспертизы в суде). 

Основные вопросы транспортно-трасологической экспертизы

Основные вопросы, которые ставятся перед экспертами, можно разделить на две группы:

  1. Диагностические:
    • Могло ли повреждение возникнуть при описанном ДТП? Соответствует ли характер повреждений обстоятельствам ДТП?
    • С какой скоростью двигались ТС непосредственно перед столкновением?
    • Где располагается место столкновения транспортных средств?
    • Двигался ли указанный автомобиль в момент столкновения?
  2. Идентификационные:
    • Оставлены ли следы указанным автомобилем?
    • Принадлежит ли деталь указанному ТС?

Из обстоятельств ДТП могут вытекать другие вопросы.

Экспертиза проводится в следующих случаях:

  • На основании определения суда. В этом случае вопросы фиксируются в определении суда, уточнения возможны либо при допросе эксперта, либо путем назначения дополнительной экспертизы. Эксперт дает подписку по ст. 308 УК РФ об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
  • По прямому договору с заказчиком экспертизы (во внесудебном порядке).

Эксперт принимает к производству поступившие материалы: знакомится с ними, определяя возможность дачи ответа на поставленные вопросы по имеющимся материалам либо необходимость проведения исследовательских мероприятий. 

Что исследует и выявляет экспертиза

ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.

Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы и которые можно задать эксперту-технику можно разделить по направленности на три группы:

1. По принадлежности автомобильных следов:

  • К какой машине относятся следы, оставленные на месте аварии?
  • Какая шина оставила след на дороге, где произошло столкновение?
  • Соответствуют ли отпечатки следов, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
  • Соответствует ли расположение следов, их очертания, формы и габариты, оставленные на автомобилях, описываемому характеру столкновения?
  • Какие манёвры совершал виновник ДТП перед столкновением?

2. Вопросы восстановления целостной структуры по отдельным частям:

  • К каким автомашинам относятся осколки деталей, оставшиеся на месте аварии?
  • Относятся ли найденные осколки пластика, стекла, ЛКП к данному автомобилю?

3. Вопросы выявления следов в отношении к конкретному автомобилю:

  • Какие следы, обнаруженные на дороге или других объектах, принадлежат данному транспорту?
  • Скорость ТС в момент столкновения?
  • Могут ли следы торможения, снятые с места аварии, принадлежать типу протекторов данного автомобиля?
  • Принадлежат ли следы, оставшиеся на кузове пострадавшего авто, подозреваемому автомобилю?

Видео: Трасологическая экспертиза : что она определяет при ДТП ?

Обоснованные ответы эксперта на поставленные вопросы позволяют восстановить истинную картину произошедшей аварии и выявить степень виновности каждого участника происшествия, определить его причинно-следственные связи. Схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД на месте аварии, описание повреждений и следов не всегда может отражать полную картину происшествия и на возникающие спорные вопросы может ответить только квалифицированный эксперт по результатам специальных исследований.

Экспертиза должна рассматривать все обстоятельства столкновения и для обеспечения полноты исследований экспертам представляются все собранные материалы – протокол ДТП, автомобили участников происшествия, вещественные доказательства, подробное описание повреждений и следов, схема аварии и фотоматериалы, показания водителей и свидетелей.

Что нужно для проведения экспертизы

Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:

  • протокол происшествия, оформленный сотрудниками полиции;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия инспектором ГИБДД;
  • фото и видеоматериалы съёмок, проведённые экспертом на месте аварии;
  • протоколы осмотра и оценки технического состояния автомобилей;
  • материалы полицейских видеорегистраторов и бортовых видеокамер, зафиксировавших момент столкновения;
  • справка о ДТП и другие документы.

Исковое производство

В ряде случаев автолюбителю приходится доказывать невиновность в судебном порядке. В таких ситуациях важны любые детали, документы, свидетельские показания. Одним из актов, имеющих существенное доказательственное значение, выступает заключение трасологической экспертизы. Специалисты тщательно и последовательно изучают полученные материалы по делу, осматривают автомобили, прочие предметы, участвовавшие в аварии. При анализе решаются такие задачи, как:

  1. Установление, появились ли следы на предоставленном ТС от другого автомобиля.
  2. Определение вида объекта, которым были оставлены следы. Это может быть другая машина (легковая, грузовая), мотоцикл, мопед, столб, дерево и так далее.
  3. Определение модели ТС, оставившего отпечатки.
  4. Установление, какой именно деталью (частью) был оставлен след.
  5. Определение направления перемещения и угла столкновения.
  6. Установление режима движения. Это может быть занос, торможение, пробуксовка и так далее.
  7. Оценка состояния протектора, выявление механизма повреждений.
  8. Идентификация следов, возникших при аварии.
  9. Составление механизма и картины происшествия в общем.

Трасологическая экспертиза, таким образом, способствует выявлению виновных и установлению причин ДТП.

Трасологическая экспертиза при ДТП: как проводится?

Для того чтобы определить причины аварийной ситуации, работы по исследованию всех обстоятельств дела должны проводится квалифицированными специалистами, что владеют соответствующими познаниями в данных делах и обладают нужной квалификацией. Самостоятельно установить все обстоятельства невозможно, это под силу только представителям такой специальности, как трасологи.

Для того, чтобы эксперты смогли максимально подробно и достоверно составить картину аварийной ситуации, им необходимо предоставить максимум исходной информации, чтобы получить постановление о назначении трасологической экспертизы при ДТП. Среди обязательных источников информации для трасолога можно выделить:

  • непосредственно само транспортное средство для проведения тщательного исследования;
  • схема ДТП, которая была составлена по установленным правилам сотрудниками ГИБДД или участниками столкновения;
  • официальный протокол, выписанный полицейскими;
  • фото и видео материал, который имеется в результате ДТП. Это записи с видеорегистратора, фотографии с места случившегося происшествия;
  • справка о произошедшей аварии;
  • протокол проверки по техническому состоянию машины.

Кроме того, в отдельных случаях эксперты могут захотеть посетить место столкновения, чтобы определить некоторые моменты по остаточным следам, среди которых фрагменты транспортных средств, следы шин и многое другое.

По времени проведения экспертной оценки государство не устанавливает никаких ограничений. Следовательно, результаты могут быть известными как через несколько дней, так и в течении нескольких недель. Оптимальный срок для проведения всех работ составляет от 1 до 10 дней. Здесь все будет зависеть от сложности процедуры и состояния каждого из пострадавших транспортных средств.

По итогам окончания всех исследовательских работ, трасолог предоставит официальное заключение, оформленное в письменном виде. Именно на его основании будет проходить дальнейшее судебное разбирательство.

Цель трасологической экспертизы при автодорожном происшествии

В процессе проведения трасологического исследования решается основная задача — правильное установление настоящего механизма аварийной ситуации. Он наглядно показывает последовательность каждой стадии происшествия от самого начала и до конца. В качестве примера следует привести ДТП, которые происходили при перестраивании транспортных средств, едущих в одном направлении. Если каждый водитель с уверенностью заявляет, что перемещался по дороге без изменения направления движения, данная процедура все расставит по местам. При этом во время опроса участников таких аварий каждый говорит, что именно оппонент выполнял маневр перестроения и не соблюдал требования правил ПДД, предусматривающих предоставление преимущества ТС в движении, которое ехало без изменения направления движения — прямо.
Процедура трасологической экспертизы станет полезной и в тех ситуациях, когда необходимо сделать идентификационное сравнение при аварии следов с представленными образцами. В качестве примера можно привести факт повреждения автомобиля, на котором установлены следы лакокрасочного покрытия другой машины, скрывшейся с места аварии. В процессе расследования дела обнаруживается и задерживается автомобиль, на котором найдено на переднем бампере отслоение автоэмали. По форме, цвету и характеру возникновения они в полной мере соответствуют следам, ранее изъятым с поврежденного автомобиля. Чтобы ответить правильно на вопрос о причастности к аварии задержанного автомобиля, и проводится трасологическое исследование.

Каждый автовладелец должен хорошо знать, что при трасологической экспертизе основными исследуемыми объектами становятся именно следы, то есть материально зафиксированные отражения транспортных средств, предметов, людей. Без них не получится никакой экспертизы. Трасология позволяет решить достаточно большой круг вопросов и устранить различные сомнения. При этом принято выделять три главные группы вопросов.

Направленность вопросов первой группы состоит в установлении групповой принадлежности транспорта:

  • К какой разновидности транспорта относятся оставленные на месте дорожного происшествия следы?
  • Какой маркой резины оставлен след, обнаруженный по факту дорожно-транспортного происшествия?
  • Относятся ли следы к рассматриваемому типу транспортного средства?
  • Было ли возможным соударение машин, если ориентироваться на размеры, форму, местоположение следов на автомобилях.

Следующая группа вопросов требуется для построения целостной картины из отдельных составляющих:

  • Были ли поврежденные элементы деталей, найденных на месте аварии, объектами конкретного автомобиля?
  • Не относились ли к одному целому фрагменты лакокрасочного покрытия, пластмассы, стекла и так далее, обнаруженные на месте столкновения машин?

В задачи третьей группы вопросов входит точное установление транспортного средства:

  • Будут ли принадлежать найденные следы данному автомобилю?
  • Каким количеством транспортных средств при аварии оставлены следы?
  • Этой или нет шиной были оставлены следы на месте аварии?

Профессиональные эксперты-трасологи при проведении экспертизы эффективно решают перечень вопросов, которые имеют непосредственное отношение к механизму случившейся аварии.

Для участников производства по делу о ДТП могут предлагаться различные задачи для полноценного и точного проведения трасологического экспертного заключения:

  1. Установление механизма аварийной ситуации с указанием места, времени, даты, состава участников ДТП.
  2. Нахождение точного места столкновения автомобилей, наезда на препятствие, места наезда на пешехода.
  3. Насколько будет соответствовать установленное место столкновения или наезда по имеющейся схеме происшествия проведенным экспертным расчетам?
  4. Установление места наезда на препятствие или пешехода.
  5. Какой является последовательность столкновения?
  6. Какими частями контактировали при ДТП транспортные средства?
  7. Установление угла столкновения.
  8. Кто конкретно находился за рулем машины из лиц, указанных в постановлении о назначении экспертизы?

Экспертиза проводится каждый раз в тех случаях, когда речь начинает идти о подставных аварийных ситуациях.

Очень часто трасологические экспертизы проводятся по инициативе страховых компаний.

Именно данная процедура позволяет с большой степенью точности и достоверности идентифицировать соответствие повреждений, образовавшихся на транспортных средствах, механизмам и обстоятельствам автодорожного происшествия.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий